Автор рассматривает роль учителя в формировании здоровьесберегающей среды в школе, приводит примеры из опыта работы по здоровьесбережению детей. Полный вариант статьи можно прочитать на сайте Малой академии наук «Интеллект будущего» future4you, где размещены работы победителей конкурса «Образовательный потенциал XXI века».
Учитель, который проводит урок с учетом принципов здоровьесбережения, обеспечивает не только благоприятную психологическую обстановку, гигиенические условия в классе, но и смену 4‑7 видов учебной деятельности продолжительностью не более 10 минут каждая. Целесообразное использование ТСО, мотивация учащихся, стимулирование их познавательной активности – обязательные компоненты современного урока. Трудности, с которыми сталкиваются учителя в попытках обеспечить оптимальный здоровьесберегающий режим уроков, решаемы.Многие подростки проходят период отрицания общечеловеческих ценностей, проверяют жизнь на прочность, намеренно рискуют своим здоровьем, а порой и жизнью. Любые наставления, нотации и призывы вызывают протест и насмешку. Классика взаимоотношения отцов и детей: «Надень шапку!» – «Не буду!» Мы знаем, что, если старшекласснику долго и упорно рассказывать о вреде курения, приводить страшные примеры, скорее всего, он закурит в знак протеста или из любопытства. Поэтому мы помогаем подростку «открывать» новые знания о своем здоровье. Такой находкой оказалось использование проектной технологии. Мы с учениками «открывали», что в воздухе кабинета, где многие старшеклассники находились без сменной обуви, содержится больше микробов. Наши ученики могли лично обнаружить огромное количество микроорганизмов на поверхности сотового телефона или планшета. Выяснили, что если не выполнять норму двигательной активности, то выносливость сердечно-сосудистой системы снижается. Определили, что полоскание рта водой после перекуса – это эффективное средство профилактики кариеса. Убедились, что прослушивание музыки и даже шум перемены не снижают внимание и интеллектуальную работоспособность подростков при выполнении несложных заданий.Специалисты считают, что на состояние здоровья учащихся влияют «культура речи учителя, четкость формулировок, последовательность и ясность изложения», присутствие слов-паразитов, употребление обязательных общепринятых формулировок. Учитель должен уметь подбирать тон, темп своей речи, избегать резких оценок и замечаний. Не все осознают важность невербального компонента в общении с учениками. А ведь пословица «Встречают по одежке…» распространяется и на сотрудников школы. Современный педагог, будучи публичным человеком, обязан уделять внимание выразительности своего внешнего облика, манере держать себя. Наши ученики стремятся подражать нам, копировать тон, слова, жесты, стиль одежды. И отношение к жизни и собственному здоровью они тоже часто перенимают. Поэтому жизненная позиция учителя, его личные приоритеты также формируют здоровьесберегающую среду школы. Стремление самосовершенствоваться в личностном и профессиональном плане – это качество, необходимое успешному педагогу, которое затем проявится в его воспитанниках.Наталья РУДЬ, МБОУ «СОШ с УИОП №8», Воронеж
Комментарии