Учителей-историков не устраивают современные учебники, они не пробуждают у учеников стремления самим докопаться до истины. Некоторые из них предлагают авторские трактовки исторических событий, тенденциозные и далекие от достоверности. Как же преподавать историю в школе?
Виталий Бойко, учитель истории, Тверская область:«Мы учим детей отвечать логично, со знанием дела на наши вопросы, вопросы учебника. Чтобы ответы были более глубокими и полными, учим их находить дополнительные материалы. Особенно это необходимо тогда, когда речь идет о фактах, периодах истории, в трактовке которых еще много спорного, противоречивого. Но худо-бедно они отвечают. А умеют ли ученики сами ставить вопросы? Неожиданные, острые, доказывающие умение мыслить и обобщать, которые предполагают неоднозначные ответы и тоже заставляют искать дополнительные источники…Я стараюсь так строить свои уроки, чтобы говорили в основном сами ребята. Для этого им нужно заранее ознакомиться с изучаемой темой.С недавнего времени я с успехом использую исторические задачи. И не только придуманные мною, но и самими подростками. Нравятся моим ребятам и уроки-путешествия, например по Древнему Вавилону. Здесь один выступает в роли экскурсовода, остальные задают вопросы и уточняют его ответы.В средних классах мы устраиваем словесные турниры, скажем, между «либералами» и «консерваторами», между «декабристами» и «защитниками самодержавия». Нам нужны люди не только знающие, но и умеющие анализировать исторические события, делать собственные выводы».Наталья Морозенкова, учитель истории и обществознания, Тульская область:«Содержание исторического образования меняется. Как ученые, так и школьные преподаватели стали изучать разные гипотезы, версии, противоречивые оценки исторических событий. Нас, историков, не устраивают современные учебники истории, они не пробуждают у учеников стремления самим докопаться до истины, пока еще предлагают готовые знания, порой необъективные мнения авторов.Надо учить детей не принимать все на веру, сопоставлять разные сведения и суждения об одном и том же историческом событии, чтобы отличать истину от вымысла.Развивать у учеников историческое мышление помогает участие в исследовательской работе. Я предлагаю детям самим заняться добычей фактов, разных оценок и сопоставлять их, чтобы выработать собственное представление об исторических фактах. При этом познание становится увлекательным непрерывным процессом».Письма читала Надежда ТУМОВАПишите, звоните, мы всегда готовы вам помочь!tumova@ug.ru(495) 623-02-85
Комментарии