Наша старшая школа ориентирована на вуз, то есть готовит исключительно к поступлению в высшие учебные заведения, – это очевидно. Какой профиль ни возьми – гуманитарный, физико-математический или естественно-научный, – цель его одна: помочь старшекласснику достойно выдержать экзамен и быть зачисленным в университет на интересующую его специальность. Среднее профессиональное образование из этой цепочки, к сожалению, негласно исключено, и такому положению вещей есть свое объяснение.
Вспомним 90-е годы: производство умирало, рабочих мест катастрофически не хватало. Куда было деваться вчерашнему школьнику? Разумнее, а главное, безопаснее всего было вновь посадить его за парту и ближайшие пять лет особо о нем не тревожиться. При этом поступать в техникумы и ПТУ было в то время совершенно бессмысленно: через полтора-два года ты вновь окажешься на улице без малейшей, в общем-то, надежды найти приличную работу по специальности. Не случайно столь популярным стало тогда гуманитарное образование, негосударственные вузы росли как грибы после дождя: это были «социальные сейфы» для выпускников школ. Но теперь все изменилось. Сегодня экономике вновь требуются рабочие руки, требуются технически подкованные специалисты, и она готова за это платить. А общество по-прежнему глубоко убеждено, что диплом юриста или экономиста – это единственный пропуск в безбедную жизнь с молочными реками и кисельными берегами. В итоге мы имеем армию официантов с высшим образованием и острый дефицит грамотных рабочих.Есть еще один весьма болезненный аспект, который нужно учитывать при обсуждении этой темы: академически неуспешные дети. В любой стране мира, какую ни возьми, 15-20 процентов учащихся не осваивают образовательные стандарты. Их талант в другом – они могут изумительно рисовать, мастерить, танцевать или бить спортивные рекорды. А вот производную от сложной функции взять не могут, и стихотворные размеры для них что темный лес. Вот тут-то и должно вступать в «игру» среднее профессиональное образование, система, которую просто необходимо пропагандировать и рекламировать, убеждая прежде всего родителей, что это не гетто для неудачников, но возможность в будущем жить достойно, солидно зарабатывать, быть уважаемым человеком. Но и учебные заведения этого уровня должны меняться, чтобы рекламе соответствовать. Во-первых, там должно быть комфортно. Во-вторых, необходимо оснащать их современным оборудованием, а не списанным хламом времен Очакова. В-третьих, учебные программы должны поспевать за реальной ситуацией на производстве, чтобы, устроившись на работу, выпускнику не пришлось спешно переучиваться. На мой взгляд, необходимо вместе с частным бизнесом срочно создавать большую программу по развитию среднего профессионального образования, учитывающую потребности региональных рынков труда. И повсеместно возрождать учебно-производственную практику в школе, чтобы старшеклассники не думали, что диплом менеджера – это все, на что они могут рассчитывать в этой жизни. NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования. Профессор. Академик РАО
Комментарии