Несмотря на то что я руководитель Департамента образования, который выступает учредителем МГПУ, а еще и председатель попечительского совета этого образовательного учреждения, должен признаться, что очень мало внимания уделяю МГПУ. Это хорошо говорит об университете и плохо обо мне, но как-то так сложились отношения с университетом, что я не вижу особой необходимости вмешиваться в его дела. Видимо, этот факт доказывает простую истину, что университет на самом деле свободен, самостоятелен и, надеюсь, достаточно ответственный, раз у меня есть возможность не вмешиваться фактически в дела МГПУ, а быть почти почетным председателем. Наверное, нужно больше взаимодействовать с руководством университета, тратить на это больше времени, хотя не уверен, что это нужно университету. Мне кажется, что МГПУ сегодня на самом деле очень солидное, самостоятельное, свободное и ответственное учреждение.
Почему важен педагогический университет для системы образования, хотя, казалось бы, учительских вакансий сегодня в городе нет? Но это формально нет вакансий, люди все равно взрослеют, им нужна замена, люди профессионально выгорают, перестают соответствовать требованиям времени, им тоже приходится искать замену. Поэтому образовательные учреждения города принимали, принимают и будут принимать на работу лучших выпускников Московского городского педагогического университета, есть ли у них формальные вакансии или нет. Да, они будут отбирать из семи, восьми, десяти, пятнадцати выпускников, но люди всегда будут им нужны. Почему Московский городской педагогический университет будет полезен городу в целом? Потому что сегодня далеко не только Департамент образования формирует заказ МГПУ, мои коллеги по Правительству Москвы, ведающие сферами культуры, социальной защиты, МЧС, просят разместить госзаказ педуниверситету на подготовку специалистов для своих отраслей. Вопрос «Насколько вуз отвечает нуждам города?» достаточно жесткий, в канун юбилея хочется ответить: «На все сто!», но все мы понимаем, что в жизни такого не бывает. Это означает, что у МГПУ есть еще огромный простор для развития, для поиска, для новых ниш, которые университет может занять в городском хозяйстве, в городской культуре. Я думаю, что МГПУ очень много делает для города, и, наверное, нам, правительству города, надо найти больше задач для университета. Мы часто с коллегами обсуждаем, какие еще департаменты могут использовать потенциал МГПУ. Департамент культуры и Департамент социальной защиты взаимодействуют с университетом, но я думаю, что перечень можно расширить, увеличить количество и уровень задач. Мне кажется, педуниверситет способен решать задачи более широкого профиля и более высокого уровня. Почему москвичам очень нужен именно педагогический университет? Мир движется в сторону того, что любой конкурентоспособный продукт нынче по определению метапредметен, междисциплинарен и конвергентен. Прошли времена, когда один человек мог сесть и сотворить конкурентоспособный продукт. Для производства такого продукта нужна такая же междисциплинарная, метапредметная, конвергентная группа, коллектив. Умение взаимодействовать в такой группе – очень ценное качество. Нигде, как в педагогическом университете, не учат людей так взаимодействовать. Поэтому все это огромное конкурентное преимущество нашего педуниверситета, которое приобретает у него любой выпускник московской школы, если он приходит туда, для своего будущего. Более того, мы все понимаем, что компетенция управлять, организовывать работу такого конвергентного коллектива – это, к сожалению, еще более редкое качество управленца. Так как педуниверситет учит управлять именно таким коллективом детей (тот, кто умеет управлять детьми, тот, как правило, хорошо управляет и взрослыми), то он в какой-то мере университет управления человеческими отношениями. Я уверен, что МГПУ движется в эту сторону, поэтому он будет очень востребован. Более того, Московский городской педуниверситет постепенно становится университетом второго, то есть более высокого уровня (я говорю о магистерских программах), он все больше и больше расширяет обучение по магистерским программам, потому что учит, по сути дела, искусству управления людьми, искусству выстраивания межличностных отношений. Зачем МГПУ Российской Федерации? Нам приходится много общаться в четырехугольнике «Ливанов – Калина – Реморенко – Семенов», и я не чувствую никаких особых различий от того, что МГПУ финансирует в основном Москва, а МПГУ – Федерация, это, слава богу, никак не влияет на наши отношения. Я рассматриваю МПГУ точно так же, как МГПУ, по-моему, Алексей Семенов относится к Москве ровно так же; понимая, что его вуз московский, Игорь Реморенко участвует во многих федеральных проектах. И Реморенко к Федерации, и Федерация к нему относятся нормально. Может быть, когда-нибудь и произойдет объединение этих двух вузов, но все это никак не мешает взаимодействовать нашим педуниверситетам. Более того, в последнее время я взял за привычку: если я что-то хочу попросить сделать, то прошу сразу оба педуниверситета, и они на это дружно реагируют. Пока объединение не стало задачей. Есть мечта, но мечта с планом – это уже больше чем мечта. Конечно, МГПУ должен стать для страны, как и положено столичному вузу, генератором подготовки именно педагогов будущего. Что я имею в виду, что я хочу от этого учителя? Прежде всего понимания метапредметности мира, из которого обязательно возникнет понимание необходимости взаимодополняемости педагогов. Время жизни человека не только конечно, оно очень дорого, а время жизни в детстве еще дороже, там просто дорога каждая минута жизни человека. Мы, к сожалению, учителя старой формации, привыкли использовать это время в одиночку: один отбирает это время у ребенка, чтобы обучить его математике, другой – чтобы обучить ребенка физике, третий – чтобы обучить ребенка истории, четвертый – чтобы обучить ребенка географии. При этом мы очень плохо взаимодействуем между собой, очень мало опираемся друг на друга, мы очень плохо дополняем друг друга. Если бы учитель истории опирался на знания детей по литературе, учитель географии – на знания детей по истории, учитель биологии – на знания детей по географии, а учитель физической культуры – на знания детей по анатомии, физике, то были бы совершенно другие результаты при тех же затратах детского времени. Для меня учитель будущего – это прежде всего учитель, понимающий предметность мира, взаимодополняемость учителей, а значит, уважающий знания, отличные от его собственного, бережно относящийся к времени детской жизни. Это звучит легко, но реализовать это будет всем нам очень трудно. Если прочитать историю луддизма, то она интересна тем, что во главе сопротивления новым технологиям всегда были лучшие мастера прежних технологий по той простой причине, что в прежних технологиях они были лучшими мастерами, а в новых – ученики наравне со всеми. Это, конечно, думаю, процесс долгий, трудный, но жизнь сама заставляет меняться, иначе у нас все дети уйдут в mail.ru. Сегодня конкуренция у педагогов в другом пространстве, и нам всем надо просто это понять. Для меня педагог будущего – это слышащий Будущее от своих учеников (это не красивая фраза, над ней должен подумать каждый, кто ее услышит), не вещающий Будущее своим ученикам, а слышащий от них, через них, изучающий его вместе с ними. А так педагог будущего будет таким же, как и мы, все мы одной крови. Сегодня в школах города практически нет вакансий, и это тоже заслуга МГПУ, кстати, за двадцать лет университет сумел подготовить достаточное количество молодых людей, которые, пройдя университет, пришли в школу и создали обстановку, когда в школе московской нет вакантных мест. С другой стороны, такую ситуацию можно считать и заслугой Правительства Москвы – заработная плата в школах вполне конкурентоспособна и сопоставима со среднемосковской заработной платой. Так что, безусловно, заслуга университета в том, что он двадцать лет подпитывал московские школы выпускниками, которые сегодня, по сути дела, стали основной педагогической силой Москвы. Средний возраст московского учителя нынче около сорока лет – это как раз возраст первых выпускников МГПУ, – много и тридцатилетних учителей в Москве, а это еще большая доля выпускников МГПУ. Перспективы надежны – во-первых, всегда идет ротация кадров, она идет чисто по возрастным причинам и по качественным. Сегодня, когда московская школа может платить конкурентоспособную заработную плату учителям, она может и ответить на требования родительского сообщества улучшить качественный состав учителей, и здесь также кроется перспектива для педуниверситета. Кроме того, в Москве очень высокая рождаемость, каждый год количество детей увеличивается, контингент школ увеличивается – значит, будут нужны новые учителя. Мои пожелания университету – всегда желать студентов, чтобы лучшие выпускники московских школ приходили учиться в МГПУ, например, чтобы стать педагогами дошкольного образования (ведь очень важно, чтобы с маленькими детьми работали на раннем этапе их обучения образованные, культурные воспитатели); чтобы абитуриенты приходили учиться в МГПУ и на учителей начальной школы те молодые люди, которые в себе сохранили азарт к учебе и сумели бы передать этот азарт своим маленьким ученикам. Ведь важно и нужно, чтобы учитель начальной школы был человек интересный – маленькие дети хотят учиться, но, к сожалению, к моменту выпуска из начальной школы это желание у них часто пропадает. Еще желаю, чтобы в магистратуру МГПУ приходили лучшие выпускники других вузов Москвы для того, чтобы стать учителями в старших классах. Ведь нам нужны учителя старших классов, не только знающие педагогику и психологию, но и очень хорошо знающие тот предмет, который преподают, историю своего предмета, если хотите, философию своего предмета, его значение в жизни человечества, связь его с историей, с деятельностью людей, с другими областями знаний и деятельности людей. Наверное, все это очень тяжело реализовать, если человек в семнадцать лет сразу приходит учиться на учителя. Я думаю, что будущим учителям старших классов московских школ сначала надо дать шанс получить специальность, а потом уже, в более зрелом возрасте (в двадцать – двадцать один год), понять, что они готовы этой своей специальностью делиться с учениками. Тогда они придут в магистратуру университета, получат психолого-педагогическую подготовку, одновременно глубоко погружаясь в учебный процесс в школах. Попутно я желаю Московскому городскому педагогическому университету иметь в своем составе школы, для того чтобы, во-первых, те люди, которые преподают студентам теорию, могли бы показывать себя и как прекрасные учителя-практики. Мы же с вами знаем, что в медицинском университете любой преподаватель, как правило, и лучший врач-практик, и попасть на лечение к профессору вуза медицинского всегда считается удачей. К сожалению, сегодня сказать, что учиться у профессора педагогического вуза хотят все ученики, было бы большим преувеличением. Во-вторых, будет хорошо, если бы все московские семьи очень хотели, чтобы учителем в школе у их ребенка был преподаватель Московского городского педагогического университета. Вот тогда у этих преподавателей будет непререкаемый авторитет у студентов, непререкаемый авторитет в Москве.
Комментарии