В июне мы провели важное совещание, на котором попытались подвести итоги развития окружной системы образования за прошедший учебный год. Материалы совещания не оставили равнодушными руководителей образовательных учреждений, стали предметом обсуждения в коллективах. Это прогнозируемая реакция: в традициях окружного педагогического сообщества – остро и жестко обозначать существующие проблемы, что позволяет нам формировать серьезные, но достижимые задачи на новый учебный год, обеспечивать высокое качество предоставляемых образовательных услуг. Сегодня есть возможность более детально проанализировать, каковы позиции округа в общегородской системе, где зоны нашего ближайшего развития.
Результаты ЕГЭ по округу по всем предметам на 6 процентов выше общегородских. При общем количестве стобалльников – (139) 53 ребенка не получили аттестаты, в том числе и те участники, которые были удалены с экзамена за наличие технических устройств и средств мобильной связи. 53 детские судьбы детей – 53 недоработки школы с точки зрения обеспечения права на получение образования! Мы снова возвращаемся к персональной ответственности учителя за результаты обучения и руководителя как государственного человека, наделенного полномочиями, обязанностями.Мы, как управленцы, обязаны рассмотреть результаты итоговой аттестации глазами родителей, заказчиков государственной услуги – скольким учащимся школа предоставила возможность надежного поступления в вуз, то есть нас интересует рейтинг учреждений по числу выпускников, имеющих суммовой балл по трем предметам от 220 и выше. Такой рейтинг – выявление учреждений, которые выпускают успешных детей: сюда пойдут родители, здесь будут открываться новые классы, здесь будущее. Школы, находящиеся в последней десятке, малокомплектные, не набравшие или набравшие один первый класс.Сегодня в городе активно идет реорганизация. В Центральном округе в 2012 году в этот процесс вовлечено 41 учреждение. Для сравнения: в Северо-Западном – 212, в Южном – 92, в Восточном – 62. Наиболее перспективное направление оптимизации сети – создание образовательных комплексов, сочетающих в себе все ступени образования, в том числе и дошкольное, и имеющих детский контингент от 1000 человек. Однако практика показала, что не во всех случаях этот опыт оказался удачным для окружной системы образования: нет притока детей в целом, набран только один первый класс. И вновь мы возвращаемся к позиции руководителя, его профессиональной компетенции: умение мотивировать педагогический коллектив на достижение высокого результата, работа с родительской общественностью, создание имиджа образовательного учреждения в микрорайоне, округе.Хочу обратить внимание на еще один показатель. Еще три года назад охват детей услугами дошкольного образования составлял 56%, сегодня 76% дошкольников нашего округа – воспитанники детских садов! Вариативность форм, разнообразные программы и виды деятельности, привлечение родителей к участию в развитии ребенка – на выходе подготовленный к обучению в школе первоклассник. Так почему же школам не включиться в это пространство, не использовать богатый опыт, технологии воспитания в рамках образовательного комплекса? Несколько лет назад директора школ предъявляли претензии дошкольным учреждениям в том, что плохо подготовлены первоклассники. Сегодня в рамках образовательного комплекса у школ есть возможность позаботиться о своем будущем пополнении, объединив усилия воспитателя, который умеет построить работу по развитию ребенка, и учителя, который умеет выстроить систему обучения.Важнейшие экономические показатели, позволяющие оценить движение вперед, – количество учащихся, приходящихся на одного учителя, рост заработной платы и увеличение процентного соотношения фонда оплаты учителей к общему фонду. При этом я не разделяю школы по типам и видам. Наши коррекционные учреждения активно включились в процесс реализации новых механизмов бюджетного обеспечения. Хочу выразить руководителям этих учреждений благодарность за такую активную позицию.Экономические показатели развития: – количество детей на одного учителя увеличилось до 19,6, рост этого показателя по сравнению с предыдущим периодом в полтора раза;- в 32 учреждениях (треть от общего числа) доля фонда оплаты учителя составила 70% и выше, что стало результатом серьезной работы, в том числе по оптимизации штатных расписаний;- прирост среднемесячной заработной платы учителей с сентября составил 43%.Вместе с тем 12% наших школ по-прежнему раздувают штат, будучи при этом учреждениями с малой наполняемостью. В 36% школ средняя заработная плата учителя не дотягивает до уровня средней по экономике региона, такая же ситуация и в части детских садов, где средняя заработная плата в пределах 20 тысяч. Ресурс у учреждений есть: переход на аутсорсинговые услуги по определенным позициям штатных расписаний – уборка, бухгалтерский учет, обслуживание здания, приготовление пищи. С 1 января 2013 года все детские сады округа планируют осуществить переход к заказу комплексной услуги по организации питания воспитанников.Очевидно, что те учреждения, которые имеют тревожные показатели, не найдут своего места в новых экономических условиях, не смогут качественно выполнить государственное задание и не обеспечат реализацию государственного стандарта. Сегодня 30 школ (треть!) не набрали или набрали один первый класс. Это снижение контингента, монопрофиль, отсутствие профессионального сообщества учителей-предметников, неконкурентоспособность на образовательном рынке. Вывод напрашивается сам.Я часто слышу в интервью и выступлениях наших руководителей: мы живем в условиях новой системы оплаты труда. А что считать главным показателем истинности этого утверждения? Анализ показателя «Доля стимулирующей части фонда оплаты труда». Так вот только в половине наших школ и трети детских садов этот процент составляет от 20 до 30. ОНИ живут в новых условиях! Обращения учителей показали, что, к сожалению, распределение стимулирующей части не имеет открытого характера, продолжает оставаться преимущественным правом администрации или приближенных лиц. Понятно, что стимулирование учителя по результатам его труда – непростая, требующая взвешенного, гибкого, аргументированного подхода проблема. Решение вопроса определения результативности труда педагога невозможно без использования процедур внешней независимой экспертизы. Речь идет не только о ЕГЭ, это и независимая оценка качества образования в 4, 7, 9-х классах. Треть образовательных учреждений не использовала эту технологию при проведении итоговой аттестации в 9-х классах, каждая пятая школа закрыта для внешней экспертизы 4-х и 7-х классов. Тогда о какой оценке результативности деятельности педагога можно говорить?В июне мы обсуждали тему развития профильной школы, и анализ ЕГЭ по предметам показал неутешительную картину: некоторые школы не обеспечивают даже одного профиля. И это тоже к вопросу результативности деятельности учителя, с одной стороны, и результативности деятельности руководителя, с другой. И если два-три года назад мы с гордостью отмечали практически стопроцентный переход наших учреждений на профильное обучение, то сегодня округ отстает в этом вопросе от общегородских показателей, потому что при максимальном для города количестве малокомплектных учреждений в округе реальное развитие многопрофильной школы невозможно.Кроме того, и мы говорили об этом в июне, качественное выполнение школой запроса на обеспечение профильного обучения требует использования информационных технологий и учебного оборудования. Ссылаться на то, что сегодня чего-то недостает, по меньшей мере неприлично. Правительство Москвы эти потребности обеспечивает. Однако в течение последних двух лет ситуация в округе с количеством школ информатизации, которые бы реально соответствовали этому статусу не только по числу единиц компьютерной техники, но и по эффективному использованию, не меняется. Их по-прежнему две – 627 и 497.Задача-минимум для руководителя – полноценно информировать сообщество о составляющих инфраструктуры учреждения, а вот задача-максимум – найти взаимосвязь между средой образовательного учреждения и качеством образования. Компьютер, интерактивная доска, Интернет, электронные образовательные ресурсы – это и есть то качественно новое образование, которое формирует «инновационного» человека, о котором говорится в Стратегии России-2020.В жизнь наших школ вошли такие важные сервисы, как электронный журнал, электронный дневник. Некоторые руководители сетуют, что это непросто, требует много затрат, но наши учителя уже научились использовать этот ресурс как дополнительное средство давления на родителей. В одной из жалоб в Департамент образования рассказывается, что учитель начальных классов удаляет те записи в электронном дневнике, которые компрометируют его как профессионального педагога.Стопроцентное использование сервисов сегодня – это возможность привлечь родителей в союзники в обучении и воспитании школьников. С этой целью еще раз обращаю внимание педагогов и управленцев на сайты образовательных учреждений, их доступность, понятность, обновление. Я помню, как трудно шел процесс заполнения страницы школьных сайтов о поставленной компьютерной технике и учебном оборудовании.Правительство Москвы решает важнейшую задачу (она обозначена в городской программе развития образования до 2016 года) «выравнивания» образовательных учреждений, обеспечения равных возможностей для каждого ребенка учиться в новой образовательной среде. Главным показателем движения вперед стало повышение качества жизни населения округа. Развитие образования также показатель качества жизни населения.На создание образовательной среды, на подготовку к работе системы образования выделено из бюджета Центральному округу более миллиарда рублей. Все лето кипела работа. Наша задача – максимально эффективно использовать предоставленные нам возможности. А Департамент образования организует процедуру публичной защиты будущих проектов работ по подготовке к новому учебному году.Прошедший учебный год показал реальный рост нашей системы и внимание к ней городских властей. Конечно, молчание педагогов и управленцев об этом не может не беспокоить. Почему то, что составляет предмет гордости, развития, роста, становится поводом промолчать на страницах сайтов, в публичных выступлениях, на встречах с общественностью? Наверное, пришло время избавиться от образа сиротливой попрошайки. С родителями, детьми, журналистами НАДО говорить о хорошем – не формально, отписываясь, размещая страничку факса с кривыми таблицами. Говорить честно, открыто, ярко, не жалуясь на тяжкое бремя, ведь за ним – новые возможности. Говорите не о ваших сомнениях, не о грузе ответственности и количестве проблем – это наша работа, мы ее выбрали – а о новых перспективах. Главные союзники – педагоги, профсоюз, управляющий совет – должны говорить на одном с вами языке, за этим труд руководителя. По сайтам многих учреждений непонятно, существуют ли в них управляющие советы. Есть протоколы заседаний, размещен состав (кстати, часто в нем отсутствуют учащиеся как члены совета), а жизни его, деятельности, роли не видно. Наша родительская общественность – серьезный ресурс в решении вопросов повышения качества образования, например, в реализации программы использования в образовательном процессе культурно-исторического пространства Москвы.Обратите внимание на то, что первоклассники, пришедшие в школу из детских садов, хорошо знакомы с культурной средой столицы. В дошкольных учреждениях эти программы сегодня успешно работают. Пример: наша победительница городского конкурса «Учитель года» в номинации «Воспитатель детского сада» Любовь Меньщикова вместе с родителями и своими воспитанниками создала сайт «Мир детских музеев», главная идея которого – сделать поход в музей ярким, незабываемым событием, учителя начальных классов вполне могут использовать материалы сайта в урочной и внеурочной деятельности. То же самое могу сказать и о проектах дошкольников «Классическая музыка – детям», «Дети в музее», «Детский сад и спорт». Сегодня это очень важный аспект деятельности каждого образовательного учреждения. Департамент культуры составил перечень репертуаров театров по программе бесплатного посещения, театров, имеющих репертуар в рамках общеобразовательной программы, перечень мероприятий в музеях и выставочных залах в рамках школьной программы. Нужно включить эти документы в урочную и внеурочную деятельность учителей. Ну как не воспользоваться здесь организационным и воспитательным потенциалом родителей? В условиях, когда готовится в ближайшее время переход на электронную запись на программы дополнительного образования, стоит еще раз обсудить с родительской общественностью проблемы, связанные с главной идеей – дополнительное образование должно дополнять образование ребенка. Родители и дети вновь проголосуют ногами и выберут ровно те учреждения и программы дополнительного образования, которые им нужны. Грядут перемены, но я уверена – наша армия педагогов дополнительного образования справится с поставленными задачами.В решение проблем развития дополнительного образования нужно привлекать управляющие советы. Концепцию развития дополнительного образования в школе целесообразно разрабатывать вместе с управляющим советом. Таким образом, советы могут участвовать во всех процессах жизнедеятельности учреждений – от содержания образования до поддержки членов педагогических коллективов, добившихся максимальных результатов обучения.К числу приоритетных задач развития окружной системы на новый учебный год относятся:- комплексное развитие сети образовательных учреждений, создание и развитие образовательных комплексов, реализацию этой задачи мы продолжим уже с 1 сентября;- внедрение современных стандартов качества, инструментов независимой и прозрачной для общественности оценки качества в каждом образовательном учреждении; – обеспечение реализации федеральных государственных стандартов образования, адресная психолого-педагогическая поддержка, развитие единой психолого-педагогической службы округа;- эффективное использование всех имеющихся ресурсов, направленных на повышение качества образования: информационных, учебного оборудования, финансовых средств, культурно-образовательного пространства столицы, дополнительного образования, общественно-государственного партнерства;- дальнейшее развитие общественно-государственной составляющей в управлении образованием;- максимальное использование ресурса родительской общественности;- открытое информирование всех участников образовательного процесса об изменениях, происходящих в системе;- обеспечение эффективности управления окружной системой за счет повышения уровня профессиональной компетентности каждого руководителя, совершенствование системы информационного и экспертно-аналитического обеспечения принимаемых решений. Выполнение этой задачи возможно в том числе и за счет реализации проектов. Напомню: проект – целенаправленная деятельность временного характера, предназначенная для создания продукта или услуги.Новый учебный год мы начинаем с окружного проекта, продуктом которого как раз и станет высокий уровень профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения Центрального округа. С сентября начнут работу три стажировочные площадки для директоров школ и пять для заведующих детскими садами, где в открытом режиме, деятельностном подходе все руководители учреждений образования смогут обсуждать наиболее важные проблемы управления, вырабатывать матрицы решений по значимым и наиболее часто встречающимся вопросам повседневной жизни.Как напутствие в пути, приведу притчу: «Однажды деревня, страдающая от засухи, решила дружно помолиться о спасительном дожде. В назначенный день все вышли на площадь… Но лишь один мальчик взял с собой зонт. Это и есть вера».Когда вы, играя с ребенком, подбрасываете его в воздух, он радостно смеется и с полными восторга глазами смотрит с высоты по сторонам, потому что знает, что вы его поймаете. Это и есть доверие.Каждый вечер мы ложимся спать без какой-либо гарантии, что проснемся завтра утром, но, несмотря ни на что, мы снова и снова заводим будильник. Это и есть надежда.Каждый день мы строим планы на будущее, несмотря на то что понятия не имеем, какие события произойдут завтра, через неделю, через два часа. Это и есть уверенность. Каждый день мы видим, как люди ссорятся, обманывают, ненавидят и расстаются. Мы понимаем, что вряд ли избежим того же… Но тем не менее, несмотря ни на что, мы все равно любим!Вера ЛОПАТИНА, начальник Центрального окружного управления образования
Комментарии