Представителям нашего Центра образования вместе с другими руководителями, бухгалтерами, профсоюзными работниками Северного округа предстояло первыми овладевать знаниями о теоретических и прикладных аспектах экономики и финансов образования в условиях модернизации на курсах МИОО «Новые формы финансово-экономического обеспечения в системе образования Москвы», чтобы потом в составе группы экспертов способствовать продвижению и разъяснению принципов модернизации столичного образования, оказывать помощь учреждениям образования в оценке эффективности внедрения изменений, потенциальных рисков и формировании предложений по их минимизации.
Обучение оказалось для нас очень своевременным и эффективным. Не секрет, что сегодня вопросы повышения эффективности расходования бюджетных средств и роста хозяйственной автономии учреждений наталкиваются на жесткие ограничения традиционной и неэффективной системы оплаты труда.Анализ средней заработной платы педагогических работников, непосредственно осуществляющих образовательный процесс, показал, что уже в настоящее время ее уровень различен в зависимости от видового разнообразия, реализуемых образовательных программ, но при этом на качество образовательных услуг, уровень достижений учащихся никоим образом не влияет, что, на наш взгляд, не соответствует современным запросам общества.Существующая система оплаты труда в образовании не способствует повышению качества и не заинтересовывает ни директора, ни учителя работать на личность каждого конкретного ученика. Мы понимаем, что введение новой системы оплаты труда будет сопряжено с определенными рисками. На данном этапе лично я вижу проблему в отсутствии ясности с перечнем государственных услуг, включаемых в будущем в государственное задание, так как практически в каждой школе есть дополнительные услуги за рамками реализации ФГОС. Исходя из анализа сложившейся ситуации можно предположить, что одним из самых трудных моментов в разработке новой системы оплаты труда будет распределение стимулирующего фонда.Одной из проблем также на данном этапе будет отсутствие у части руководителей опыта в управлении финансовыми ресурсами, знаний в области экономики и права. В школах, где превалировал авторитарный стиль руководства, могут возникнуть проблемы с готовностью участников образовательного процесса к открытому широкому диалогу в обсуждении предстоящих реформ.Пути минимизации рисков я вижу в широком информировании о всех процессах развития школы, в привлечении всех участников образовательного процесса к разработке и реализации проекта введения НСОТ, правильной организации подготовительного этапа. В нашем Центре образования мы создали управляющий совет, продумали его структуру, распределили полномочия, составили план работы. Особое внимание уделяем работе сайта, его открытости для общения с родителями и учениками, совместному обсуждению актуальных проблем развития образовательного учреждения.Введение в системе образования новых экономических механизмов позволит руководителю в полной мере получить полномочия для эффективного управления кадровыми, материальными, финансовыми ресурсами.Новые финансово-экономические механизмы в системе образования столичного региона долгожданны и необходимы, от скорости их внедрения зависит скорость разворота системы образования к реальному качеству, реальным инновациям и высокой эффективности использования финансовых средств в образовательном процессе.И.КУРЧАТКИНА, директор Центра образования №1474
Комментарии