По поводу актуальных вопросов высшего образования в России написано немало статей, обзоров и научных трудов. В данном эссе мне хочется уйти от общих фраз и поделиться размышлениями, основанными на личном опыте учебы и работы в российских государственных вузах.
На данный момент изменения в системе высшего образования происходят по нескольким направлениям: профессорско-преподавательский состав, учебно-методическая база и техническая составляющая учебного процесса. Помимо этого вузы уделяют особое внимание повышению престижа высшего образования, молодежной политике и развитию академической мобильности.В Институте русского языка имени Александра Пушкина, где я сейчас преподаю испанский язык, руководство проводит изменения плавно и планомерно, чтобы не нарушить преемственность поколений и создать преподавателям благоприятную атмосферу для взаимовыгодного обмена педагогическим опытом. В вузе преподают и занимаются научными разработками как опытные педагоги с отточенными методами преподавания, так и молодые преподаватели, ищущие свой путь и пробующие разные подходы к обучению. Причем первые готовы не только делиться накопленным опытом и помогать молодым коллегам, но и принимают активное участие в развитии новых образовательных программ (например, программа дистанционного обучения).Молодые преподаватели также вносят свой вклад в общее дело: предлагают свежие идеи для занятий, ищут новые способы усовершенствовать образовательный процесс, привлекая современные технологии, и, будучи ближе к студентам по возрасту и интересам, способствуют установлению диалога с подрастающим поколением внутри учебного заведения.Конечно же, подобный приток заинтересованных молодых специалистов в государственные вузы был бы невозможен, если бы правительство не подняло среднюю заработную плату преподавателям. Недавнее увеличение зарплаты способствовало повышению статуса преподавателя, а также активности молодых педагогов, которые вновь устраиваются на работу по специальности. Достойная заработная плата создает здоровую конкуренцию: преподаватели стремятся повышать свой профессиональный уровень, чтобы сохранить рабочее место, а вузы в свою очередь ужесточают требования к педагогическим кадрам.Развитию академической мобильности также уделяется большое внимание. Государство и учебные заведения дают возможность студентам и преподавателям проходить стажировки в России и за рубежом в ведущих вузах и научных центрах. Подобные стажировки помогают приобрести ценный опыт, снять социально-экономические барьеры и наладить межкультурную коммуникацию не только отправившимся в подобную поездку, но и студентам и преподавателям принимающей стороны. Например, студенты-иностранцы, приезжающие в Институт Пушкина изучать русский язык, помогают российским студентам в освоении иностранных языков, делятся интересными сведениями о родных краях и участвуют в научных и культурных мероприятиях вуза.Также одной из главных задач программы развития образования является вовлечение студентов в социальную практику. В этой сфере, на мой взгляд, очевиден значительный прогресс. Руководство вузов, профсоюзы, префектуры и другие административные органы активно способствуют самореализации молодежи и вовлекают студентов в научные и творческие проекты, а также предоставляют возможность заниматься общественной и административной работой без отрыва от учебного процесса. Будучи куратором институтской команды КВН, я поняла, насколько важно дать студентам возможность проявить себя, а также занять их интересным и полезным делом во внеучебное время.Конечно, говорить о том, что все задачи госпрограммы по развитию образования выполнены, пока что нельзя. Сейчас, когда мы вступаем во второй этап реализации программы, становится очевидным, что будущее российского высшего образования зависит от многих факторов: насколько заинтересованные и квалифицированные люди будут находиться в администрации и в преподавательском составе, сколько будет выделяться средств из бюджета и как они будут распределяться, насколько высока будет мотивированность абитуриентов и студентов в получении высшего образования, как будет реализовываться программа академической мобильности.Участие в модернизации, развитии и повышении престижа высшего образования в России – это общее дело. И мы, так или иначе участвующие в этом процессе, должны подходить к данному вопросу не только с энтузиазмом и личной вовлеченностью, но и с ответственностью и пониманием того, что в наших руках будущее страны. Только при таком комплексном понимании дела намеченные цели и задачи будут выполнены. И российское высшее образование выйдет на новый качественный уровень!Вера ГАЛИЦКАЯ,ассистент кафедры социально-гуманитарных дисциплин филологического факультета Государственного института русского языка имени Александра Пушкина,участник конкурса «Молодой преподаватель вуза-2016»
Комментарии