Идея клубного часа опирается на технологию эффективной социализации детей дошкольного возраста Н.П.Гришаевой. Именно она открыла нашему педагогическому коллективу секрет успешного достижения целевых ориентиров ФГОС в области социально-коммуникативного развития. Планируя клубный час, мы в первую очередь ставим задачу, чтобы дети овладели той или иной социальной ролью и приобрели необходимые жизненные навыки, связанные с этой ролью.
Клубный час в дошкольном отделении школы №932 проводится еженедельно в течение четырех лет. Это не занятие, а время свободного общения детей в разновозрастном сообществе. Все групповые помещения открываются, и дети самостоятельно перемещаются по зданию, выполняя предложенные воспитателем задания.На клубном часе «Моя маленькая Москва» основной социальной ролью дошкольника становится роль гражданина, жителя города, в котором люди действуют по определенным правилам, в котором разнообразная инфраструктура, родной город требует бережного отношения и заботы каждого….Звенит звонок, двери открываются, и дети оказываются «в городе». Здесь музей, театр, кинотеатр, торговый центр, школа, поликлиника, спортивная площадка, школа искусств и лесопарк. Все коридоры и лестницы превращаются в общественный транспорт: метро, автобус, речной трамвайчик. Ориентироваться помогает получаемая каждым карта-схема с указанием мест, которые можно посетить. И сразу начинают формироваться первые базовые жизненные навыки – умение следовать полученной инструкции, а если это не получается, то умение задавать вопросы. Так, перемещаясь по «городу», ребенок учится обращаться за помощью к взрослому и сверстникам, идти на контакт, самостоятельно предлагать помощь, проявлять инициативу, извиняться, соблюдать правила поведения в общественных местах.Но даже в таком игровом городе ребенка может подстерегать опасность. Малыш не знает, куда идти. Хочется сразу же помочь ему, но гораздо ценнее дождаться, когда он сам обратится за помощью или когда «прохожие» придут на помощь.А вот большое скопление народа на «пристани»: все хотят прокатиться на речном трамвайчике. Точно как в жизни: кто-то лезет вперед, толкается, кто-то терпеливо ждет в очереди. Первый порыв педагога – вмешаться, навести порядок, но останавливаешь себя, и вдруг находится ребенок, который может всех организовать.Клубный час – это всегда самостоятельный выбор. Дошкольники могут побывать везде, могут вообще не покидать группу. Одни дети все силы тратят только на то, чтобы не нарушить правила, другие следят, чтобы правила не нарушали окружающие, а третьи заняты поиском своих друзей.Для педагогов клубный час – кладезь информации обо всех детях. Ее умелое использование помогает сохранять их эмоциональное благополучие.Ирина ЛЕВИНА,старший методист школы №932
Комментарии