Наверное, далеко не каждый учитель соглашается принять участие в конкурсе профессионального мастерства и общественного признания. Но почему? Зададим этот вопрос своим коллегам. «Зачем мне это нужно?» – пожалуй, один из самых распространенных ответов. Принято иногда у нас отвечать вопросом на вопрос.
А действительно, зачем? Зачем участвовать в «Педагоге года»? Не рискну отвечать на этот вопрос, используя местоимение «мы». Пытаясь быть искренним, попробую высказаться самостоятельно, принимая эту ответственность.Давайте представим, что наша жизнь – это такая лента времени, тянущаяся из прошлого в будущее. (Мне, как историку, данный пример особенно близок. Впрочем, не думаю, что он может быть непонятен.) И, в принципе, я могу найти себя на этой ленте. Если за ее начало принять момент рождения, а ее длиной будет средняя продолжительность жизни – тут все более или менее ясно. Мне 33, и я могу отсчитать эти года-единицы от 0, то есть от момента рождения. Но что будет, если лентой станет не простая последовательность биографических событий, а, например, карьера? Или творческое развитие. Или интеллектуальный рост. Тут могут возникнуть затруднения.Мне кажется, что оптимальным инструментом, определяющим место учителя на данной ленте, линии, линейке, векторе (как хотите), является конкурс «Педагог года». И вот почему.Метапредметная олимпиада «Московский учитель» пытается раскрыть интеллектуальный потенциал, определяет научную, исследовательскую компетенции. В заочном туре я работаю как ученый, пытаясь взглянуть на проблему метапредметности в своем 6-м «Б»; выступаю в роли эксперта ЕГЭ; показываю осведомленность в отношении истории и культуры столицы. В очном туре выступаю как критик или научный руководитель, а также просто как эрудированный человек. Как думаете, своей победой или призовым местом в этой олимпиаде я что-то пытаюсь доказать? Нет, я просто пытаюсь определить свое место на упомянутой линейке.Второй тур конкурса «Педагог года», номинация «Учитель года». Очное испытание «Визитка». Первая встреча с жюри. Да, вас оценивают. Но, прежде чем отправиться туда, я уже попытался оценить сам себя: смогу или не смогу, по силам или нет, «где наша не пропадала» или «лучше нос не совать». Очередная метка на ленте. В данном случае навыков самопрезентации.Видеоролик «Просто о сложном» – неплохой способ проявить свои творческие способности. Проявить. То есть дать понять, что они у вас есть. Форма не должна преобладать над содержанием. Просто иначе не останется смысловой начинки. И как вишенка (простите за избитость) – эссе. Самое сложное испытание (что оказалось внезапным для самого себя). Я написал – значит могу сформулировать свои мысли, четко их обозначить. Можно и оценить по специальным критериям – все есть в положении о конкурсе.Финальный этап – самый сложный психологически. Если я не отказался от участия – это уже весомое психологическое достижение (говорю и делаю очередную отметку, в этот раз на ленте личностного роста). Испытания: «Педсовет» – лента измеряет актуальность моих знаний трендам московского образования; «Педагогический проект» – речь идет уже о компетенции проектирования; «Мастер-класс» и «Презентация опыта и навыков работы» – очень многогранные «измерители», и там уж можно самому напридумывать… Я уже не говорю о постоянном общении с коллегами – участниками конкурсных испытаний, передача опыта которых бесценна. Не говорю и про поддержку со стороны вашего коллектива. Со стороны профсоюза, конечно. И школьной администрации (надеюсь, что вам с этим тоже повезло).Таким образом, для меня участие в «Учителе года» – замечательный способ определить свое место в профессии, в педагогическом сообществе Москвы, может быть, даже и в жизни. Ответить на вопрос «Где я?». Сделать шаг ближе к пониманию себя, жизненных приоритетов.
Обратите внимание. Я не говорю, что конкурс – идеальный инструмент для этого. Но я считаю его оптимальным инструментом, самоцелью. Нужен ли московскому учителю такой инструмент? Каждый решит сам, но мне… Мне он был нужен. И полезен.
Александр МАТВЕЕВ, финалист конкурса «Учитель года Москвы»-2018
Комментарии