С древнегреческого педагог, или учитель, переводится как «ведущий ребенка». И этот перевод актуален и по сей день, потому что современный учитель остается все тем же, кто ведет ребенка. Его роль не изменилась: воспитать и обучить настоящего человека и гражданина своей страны. Однако за 30 веков изменилась реальность, в которой существуют современный педагог и ученик.
Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций и другие мыслители древности видели в настоящем гражданине и человеке гармонию тела и духа. Учитель должен был следить как за интеллектуальным воспитанием ребенка, так и за его физическим и нравственным развитием. Ученик должен был приобщаться к идеальному миру и со временем сменить старшее поколение у руля государства. И чем нравственнее человек, тем лучшего будущего он хочет для своего народа, считали предки.В современном мире человека оценивают как экономический ресурс. Экономика ставит задачу образованию дать ценные кадры, которые бы работали на производстве и в сфере услуг. Тем самым подменяя идеалы, к которым приобщает образование, меркантильными ценностями пополнения собственного кошелька.Современный учитель оказывается в безвыходной ситуации. С одной стороны, его самая главная задача – это воспитать человека, но с другой стороны, нужен ли современному миру человек? Может, лучше учитель будет давать знания и навыки, которые позволят выжить, а не жить?Французские мыслители XX века говорили, что «свобода – это познанная необходимость». Безвыходная ситуация выбора – это и есть та необходимость, которая настигает учителя. Эта морально-нравственная дилемма кажется для многих непреодолимой, но только не для тех, кто оказался по воле судьбы в роли «ведущего ребенка». Эта дилемма не подразумевает правильного решения, а предоставляет каждому учителю ту настоящую свободу действий, через которою он и сам может почувствовать себя по-настоящему свободным.Современная российская образовательная система благодаря новым образовательным стандартам позволяет учителю полностью раскрыть потенциал ребенка и самого себя, взаимодействуя не только в рамках учебных занятий, где учитель транслирует знания и демонстрирует умения. Российское образование XXI века подразумевает различные формы коммуникации между учеником и учителем: проектная деятельность, исследовательские работы, индивидуальные траектории, различные экскурсии и мероприятия, которые позволяют работать не просто в рамках конвейерной модели «учитель – класс», а предлагают увидеть каждого ребенка непосредственно в модели «учитель – ученик».В таком подходе снимается необходимость выбора между высокими идеалами и практическими умениями, которые также можно обозначить как метапредметные и предметные компетенции. Современный учитель может сочетать в своей работе и то и другое. Педагог – это не просто чужой человек, который пытается чему-то обучить, но товарищ и коллега, который также пытается воспитать, иногда и на собственном примере.Таким образом, ответственность современного учителя велика. Она ложится тяжким грузом на его плечи, потому что перед ним стоит одна из самых сложных задач: воспитать для своей страны настоящего гражданина и патриота, а для человечества – Человека. И от качества его работы зависит благополучие всех.Алексей ТОЛСТУХИН, учитель обществознания и информатики образовательного учреждения «Воробьевы горы»
Комментарии