С 30 августа по 2 сентября в Москве прошло поистине грандиозное событие – Московский международный форум «Город образования». Я посетила его в течение трех дней из четырех и приняла участие более чем в десяти панельных дискуссиях и других мероприятиях. И сделала выводы.
Вывод первый – хороший. Московское правительство много денег вкладывает в систему школьного образования. Именно школьного. Сады присоединили – их как бы нет, они в системе школьного образования, хотя эксперименты в Великобритании показали, что модели поведения и обучения, с которыми дети приходят в школу, остаются с ними на всю жизнь. И что инвестиции в раннее обучение приносят самые большие дивиденды.Вывод второй – настораживающий. У нас не любят критики. Я была на трех очень важных для меня панельных дискуссиях: «Современная образовательная среда в школах России», «Роль и взаимодействия управляющих советов школ и общественных организаций» и «Правильное питание». И на всех трех дискуссиях родители задавали «неудобные», а вернее проблемные и нерешенные, вопросы. И каждый раз ответственные и отвечающие были настроены агрессивно-оборонительно.На первой дискуссии – «Современная образовательная среда в школах России» – один из родителей спросил, почему все учебники для начальной школы разного формата. Внятного ответа, почему дети должны иметь дело с учебниками разного формата, что само по себе страшно неудобно: огромные учебники нельзя поставить в подставку для книг. Про проблему с обложками я даже не говорю. В прежнее время – когда советское образование считалось одним из самых лучших в мире – наверняка все учебники выпускались в соответствии с ГОСТами.На второй дискуссии – «Роль и взаимодействия управляющих советов школ и общественных организаций» – один из родителей, член управляющего совета школы, поднял вопрос о снижении роли управляющих советов, а именно о переводе их функций из согласовательных в рекомендательные. Если раньше директор школы должен был согласовывать определенные решения с управляющим советом, то сегодня он может это и не делать: управляющий совет дает рекомендации, совсем не обязательные к исполнению.Прослушав такое весьма аргументированное выступление озабоченного родителя, сидевшие на сцене представители департамента и общественности моментально заняли оборонительную позицию. Несмотря на то что в презентации были указаны конкретные нормативно-правовые акты и всем было понятно, что речь идет о снижении роли управляющего совета, «президиум» возражал. Сидевшая на сцене директор одной из московских школ язвительно спросила, как родители могут ей что-либо посоветовать по учебному процессу, ведь она берет на себя ответственность, подписывая тот или иной приказ. А зачем тогда они вообще ввели институт управляющих советов, в состав которых пригласили родителей и учеников? Пусть директор рулит как хочет – распоряжается фондами и решает все вопросы по своему усмотрению. Тем более что у каждого директора теперь в управлении по несколько школ и детских садов.На третьей дискуссии – «Правильное питание» – очередь дошла и до меня. Послушав и посмотрев, как все классно на предприятиях, откуда в школы развозят полуфабрикаты, я спросила, нет ли исследований по поводу того, как отразился перевод питания из самих школ на аутсорсинг. А именно: раньше готовили свежую еду прямо в школе, а теперь привозят откуда-то полуфабрикаты и в школе их разогревают. Мне тут же возразили (ответственный работник из зала), мол, быть такого не может, чтобы в вашей школе когда-то готовили, наверняка еду всегда откуда-то завозили.
А между тем свобода высказывать свою точку зрения и конструктивно критиковать – обязательные условия для развития. Для любого развития, будь то школьное образование или само государство.
Комментарии