Человечество далеко не всегда пользовалось деньгами, и возможно, в будущем оно тоже сможет как-то обходиться без них. Но пока общество живет в мире товарно-денежных отношений, быть финансово грамотным необходимо каждому человеку.
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ. Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Быть грамотными в области финансов важно всем категориям граждан.
Взрослым это необходимо для управления личными финансами и принятия разумных решений при инвестировании сбережений, использовании различных финансовых продуктов и услуг, а также для планирования пенсионного обеспечения. Грамотный потребитель финансовых услуг лучше защищен от мошеннических действий в области финансов.
Молодежи финансовая компетентность может помочь в планировании финансирования собственного образования или в решении жилищных проблем.
Детям финансовая грамотность дает представление о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений. Формирование полезных привычек в сфере финансов у школьников поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также закладывает основы финансовой безопасности и благополучия в течение жизни.
Полагаем, что лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить начальные навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе. Школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка и формировать личную финансовую грамотность. Считаем, что чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше у них могут быть сформированы полезные финансовые привычки
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципов системности, последовательности, преемственности в логике «от простого к сложному», а также в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение полученных знаний и умений.
Финансовое просвещение и воспитание детей школьного возраста – сравнительно новое направление в системе школьного образования. Среди педагогов не существует единого взгляда на содержание обучения финансовой грамотности. В настоящее время этот вопрос является актуальным и открытым. Однако, следует учитывать тот факт, что в содержании школьного образования всегда прослеживаются три аспекта – общечеловеческий, национальный, региональный.
Под региональным содержанием образования понимается процесс и результат освоения обучающимися знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций, опыта творческой деятельности, органическое сочетание которых способствует социализации обучающихся как членов определенной территориально-культурной общности, становлению их гражданской идентичности, обеспечивает личностное развитие и способствует формированию мировоззрения. При этом региональное содержание образования – это не только содержание образования, отражающее природно-географические, экономические, культурные и другие особенности региона, это социальный заказ, в котором выражены потребности и интересы субъекта РФ и отдельной личности, проживающей в данном регионе.
Математические задачи с региональным содержанием, на наш взгляд, являются эффективным средством финансового образования школьников. Они могут применяться как в ходе урочной, так и внеурочной деятельности. Но максимальная эффективность и результативность работы с математическими задачами с региональным содержанием достигается в том случае, если школьники сами составляют такие задачи для одноклассников, иллюстрируют их и представляют в авторских сборниках. Приведем примеры таких задач, составленных учениками начальных классов школ Архангельской области:
Задача 1.
Главной автомагистралью Архангельской области является Автомобильная дорога федерального значения М8 «Холмогоры» («Москва – Ярославль – Вологда – Архангельск – Северодвинск»). Ее длина 1271 км. Сколько стоит билет от Архангельска до Северодвинска, если от Москвы до Архангельска надо проехать четыре раза по 309 км, а стоимость 1 км – 3 рубля?
Задача 2.
Село Ломоносово, расположенное в 4 км от села Холмогоры и в 73 км к юго-востоку от города Архангельска. Оно известно тем, что здесь родился выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Но немногие знают, что с. Ломоносово – родина еще двух замечательных деятелей: скульптора-классициста Ф.И. Шубина и ученого-физика М.Е. Головина. В селе находится историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова. Он устроен на месте, где стоял дом, в котором родился будущий ученый, в деревянном здании школы 1892 года. Надпись над входом гласит: «Училище им. Ломоносова 1868 г.». Экспонаты музея рассказывают о научной деятельности Михаила Васильевича, об истории села и крестьянском быте того времени, есть макет дома семьи Ломоносовых. Во дворе музея сохранился пруд, выкопанный отцом Михаила.
Группа ребят из 15 человек во время экскурсии в музей М.В. Ломоносова купила себе по 1 козуле каждый. Сколько всего денег они израсходовали, если за 6 козулей заплатили 300 рублей?
Задача 3.
Антониево-Сийский монастырь построен в 1520 году преподобным Антонием на небольшом полуострове Михайловского озера, в течении реки Сия (Холмогорский район Архангельской обл.). По своему первому и главному храму носит имя Свято-Троицкий монастырь.
За поездку в Антониево-Сийский монастырь группа из 10 человек внесла в туристическую фирму аванс 24 000 руб. за всех. Какова будет стоимость путевки на 1 человека, если внесенный аванс за всех составляет 2/3 общей стоимости путевки?
Задача 4.
Знаете ли вы, что ягоды брусники и клюквы содержат бензойную кислоту – один из самых сильных растительных антисептиков? Поэтому и брусника, и клюква хорошо помогают при любых инфекциях – простудах, гриппе, ангинах, воспалении почек, циститах и многих других, кроме кишечных – из-за возможного раздражающего действия.
Жители села Березник собрали в заготовительную контору 3 тонны клюквы на сумму 300 000 руб. и 2 тонны брусники на сумму 240 000 руб. Стоимость какой ягоды за 1 кг будет выгоднее?
Архангельским институтом открытого образования издан сборник «Финансовая грамотность для начальной школы: сборник практических заданий» (авт.-сост.: Н. А. Подчередниченко, К. Е. Непомилуева. – Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2018). Издание адресовано учителям начальных классов, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, родителями и иным взрослым, заинтересованным в знакомстве детей с основами финансовой грамотности. В сборнике представлены практические задания, занимательные задачи с региональным содержанием, которые могут быть использованы на уроках математики, занятиях по финансовой грамотности. При составлении издания авторы использовали материалы участников регионального дистанционного командного турнира по основам финансовой грамотности для учеников 3-4 классов общеобразовательных организаций «Планета финансов».
Об авторе:
Надежда Андреевна Подчередниченко – кандидат культурологии, заведующий кафедрой теории и методики предмета АО ИОО
Комментарии