– Фарид Хайруллович, сегодня много говорят о серьезных проблемах в воспитании молодежи. В самом ли деле молодежь такая плохая?
– Мы, представители старшего поколения, нередко увлекаемся критикой в адрес молодежи. Обвиняем ее в забвении национальных и культурных традиций, нравственных ценностей. Говорим о ее безразличии и политической апатии. Регулярно встречаясь с молодежью, могу сказать, что она очень разная. Есть немало молодых людей с активной гражданской позицией, патриотически настроенных. Есть и другие, кто еще не нашел себя. Наша задача – помочь таким ребятам занять достойное место в жизни, реализовать свои способности с пользой для себя и общества в целом. Собственно, для молодых, энергичных, трудолюбивых людей мы и реализуем масштабные инновационные проекты в IT-секторе, сфере нано- и биотехнологий, строим иннополисы и смарт-сити… – Как вы оцениваете для республики социально-политические итоги прошлого года? – По итогам года объем валового регионального продукта превысил 1,5 трлн рублей. Татарстан сохраняет ведущие позиции в стране по основным показателям социально-экономического развития – объему промышленного производства, инвестиционной активности, строительству жилья. Серьезный мультипликативный эффект дала универсиада. Введены в эксплуатацию десятки крупных объектов спортивной и транспортной инфраструктуры. Еще более узнаваемыми и привлекательными стали для российских и зарубежных туристов Казань и Татарстан в целом. – Каковы тенденции развития села в республике? – Ситуация на селе непростая. Последние несколько лет татарстанским аграриям приходится работать в неблагоприятных погодно-климатических условиях. Есть некоторое снижение объемов производства, поголовья скота, продолжается отток населения. На поддержку села через различные федеральные и республиканские программы направляются значительные средства. Мы стремимся максимально поддержать инициативных, трудолюбивых сельчан. Сегодня в сельской местности проживает каждый четвертый житель республики. Стимулирование их деловой активности, поддержка подворий, сохранение традиционного уклада жизни для нас остаются приоритетной задачей государственной важности. Будет продолжена работа по формированию комфортных условий жизни на селе, модернизация сельской инфраструктуры. – Что планируется сделать для повышения культурного уровня населения республики? – Повышение культурного уровня населения – принципиально важная задача. Не случайно нынешний год в Российской Федерации объявлен Годом культуры. И здесь в республике также есть позитивные сдвиги, начиная с тех же сельских клубов, которые второй год строятся по президентской программе в каждом муниципальном районе. Мы заметно продвинулись в деле сохранения историко-культурного наследия, реставрации архитектурных памятников, прежде всего в Казани. Я уверен, необходимо с детского сада воспитывать подрастающее поколение в духе наших национальных традиций, взаимного уважения, толерантности. – Я знаю, что вы были одним из ярых противников введения ЕГЭ. Не поменялась ли со временем ваша позиция?- В последнее время в образовательной политике, как мне представляется, мы несколько ослабили воспитательную составляющую, увлеклись механистическими подходами, абсолютизацией тестов, ЕГЭ. Я был в числе тех, кто выступал на определенном этапе против введения единого государственного экзамена, понимая, что механический выбор правильного ответа никогда не заменит душевной беседы на экзаменах учителя с учеником, которого он учил много-много лет. На экзамене, на мой взгляд, нужна не помощь, а поддержка, а кому, как не учителю, лучше всего знать, какая поддержка требуется его ученикам. Я уверен, не всегда можно раскрыть талант будущего выдающегося ученого, инженера, писателя, увидеть его способности, когда итоговая аттестация сводится только к тестовым заданиям. В своем Послании Федеральному Собранию Президент России особо подчеркнул, что нам нужны школы, которые не просто учат, но и воспитывают личность, граждан страны – людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить. Я очень рад, что начиная со следующего учебного года в итоговую аттестацию выпускников возвращается сочинение. Кроме того, считаю, больше внимания в школьной программе следует уделять формированию правовой и политической культуры, этике поведения в обществе и так далее. – Год назад у вас вышла необычная книга. Вы назвали ее «Мухаметшин. Первоисточник». У нее своеобразное оформление: читатель будто держит в руках планшетный компьютер и знакомится с записями в Твиттере. Что заставило вас издать такую книгу?- Время требовательно к нам. Оно заставляет нас меняться, хотим мы того или нет. Мы немного скучаем по письмам в бумажных конвертах, где почерк адресата отражал его настроение, но уже привычно рассылаем e-mail. Сколько воспоминаний связано с телефонами-автоматами, но мы уже не представляем себе жизни без мобильного телефона, позволяющего за одну секунду связаться с любым уголком мира. Сегодня, если хочешь достичь успеха, надо быть мобильным, оперативным, гибким – того требует жизнь, события в которой происходят со скоростью 24 кадра в секунду. Поэтому издание и оформлено созвучно нашему времени, которое невозможно представить без IPad, Интернета, Твиттера… Собственно, во многом из моих записей в Твиттере эта книга и выросла. Микроблог я ценю за возможность мгновенно поделиться откровенными мыслями, сообщить о важном событии, ответить на чей-то вопрос. Но рамки в 140 знаков – это лишь контур, внутри которого множество бесценных штрихов: незабываемых встреч и удивительных судеб, «говорящих» мелочей и нахлынувших воспоминаний. И в этой книге я постарался ответить на вопросы журналистов, рассказать о том, что не помещается в короткие сообщения Твиттера: о том, что меня трогает, удивляет, заставляет задуматься… – В книге много фотографий.- Я сам очень люблю фотографировать. Дома скопился целый архив, за который меня корит супруга, – не хватает времени, чтобы его разобрать. Часть моей фотоколлекции перекочевала в мой рабочий кабинет, и этими снимками я хотел поделиться с читателями. Это своеобразный «фототвиттер», где каждый снимок – это «обложка» целой истории о ярких событиях или встречах с талантливыми, незаурядными людьми. Время течет с неумолимой быстротой. Сказанное слово, запечатленный миг – единственный способ остановить его. И в этой книге я хотел бы сохранить то, что кажется мне важным, и разделить эти мысли и впечатления с моими читателями. – Какое значение вы придаете конкурсу «Учитель года»?- На мой взгляд, это один из серьезных факторов, влияющих на повышение профессионального уровня педагогов, их социального статуса и престижа учительской профессии. Это хорошая школа повышения профессионального мастерства и воспитания лидерских качеств. Я уверен, что Министерство образования и науки Республики Татарстан будет и дальше поддерживать и развивать профессиональные конкурсы. Особая ценность конкурсов в том, что они придают людям, участвующим в них, веру в свои силы. Нынешний конкурс для нас юбилейный – двадцатый. В этом году на разных его этапах участвовало более 900 педагогов от 27 до 62 лет. Как видите, в нем принимают участие и опытные педагоги, и новички, которые только начинают свой профессиональный путь. Мне кажется, что те люди, что идут на конкурс, – это небезразличные люди, они хотят постоянно учиться, повышать свои знания, методический и технологический потенциал. Кстати, проигрыш заставляет людей задуматься над тем, почему ты не вышел в победители, что твои коллеги делают лучше, как построить собственную программу повышения квалификации. И в этом потенциал конкурса просто уникальный. И что еще немаловажно: профессиональные конкурсы педагогического мастерства сплачивают коллективы намного сильнее, чем некоторые формальные меры.- Престиж учительской профессии – это прежде всего уважение учительского труда как со стороны общества, так и со стороны власти. – Я бы добавил, и уважительное отношение самого учителя к тому, что он делает. Другими словами, общество будет уважительно относиться к учителю только в том случае, если он сам будет осознавать всю значимость и ответственность своей профессии, если будет обладать высокой самооценкой. Был период, когда директора образовательных учреждений пошли чередой в органы местного самоуправления на поселенческом уровне. Тогда зарплата там была больше. Теперь мы наблюдаем обратный процесс: многие хотят вернуться в школу, к любимому делу, вновь ставшему престижным. Мы всячески будем повышать престиж учительской профессии, в том числе развивая и расширяя профессиональные конкурсы.- На ваш взгляд, какая главная задача школы?- Научить ребенка собирать и анализировать информацию, уметь взвешивать все «за» и «против» при принятии решения. И уметь нести ответственность за сделанный выбор. Никто, кроме тебя самого, не отвечает за твой выбор. Еще одна важная задача – выработать умение адаптироваться к меняющемуся миру, умение строить собственную траекторию развития. И надо всегда помнить, что школа не только образовательное учреждение, но и воспитательное. Вместе с семьей мы должны с раннего детства закладывать в ребенке те качества и ценностные ориентации, которые позволят вырасти ему достойным гражданином, активно участвующим в жизни своего села, города, республики, страны. Образование – надежный фундамент будущего.
Комментарии