У педагогов ресурсного центра «Мыследеятельностная педагогика. Эпистемотека» школы №597 есть желание изменить свою образовательную практику, сделать ее адекватной задачам современного общества и желание вырастить мыслящих, деятельностных, инициативных граждан России, благодаря которым страна сможет осуществить прорыв.
Все сегодня понимают, что школа должна учить мыслить, но как это сделать? Мыследеятельностная педагогика дает ответ на этот вопрос. Для этого нужно, чтобы содержанием образования были бы не знания, умения и навыки, а способы мышления и действия. Это новое содержание требует применения новых образовательных технологий, изменения уклада школы. Педагоги школы №597 с 2002 года работают, осваивая идеи, принципы и конкретные техники мыследеятельностной педагогики, понимая, что нельзя развивать мышление ребенка, если сам учитель не обладает культурными способами мышления, мыслительным искусством. Сегодня команда учителей-единомышленников нашей школы обладает ресурсом, готовым для передачи тем педагогам, которые не боятся выйти за рамки предметности, которые хотят освоить работу в открытых ситуациях, сформировать у себя и у своих учащихся основы теоретического и рефлексивного мышления. Наш ресурс – это разработки по формированию способностей воображения и различения в начальной школе; опыт преподавания в метапредметных технологиях и в технологии задачной формы организации учебного процесса. Разработанный технологический пакет позволит любой школе осуществить переход к работе со способами мышления и действия. Он может реализовываться школой как целиком, так и частично. Кроме того, в Ресурсном центре создан банк презентаций, видеоматериалов, печатных работ, регулярно проходят семинары, мастер-классы, «круглые столы».Особым ресурсом, позволяющим работать со знаниями в насыщенной информационной среде, стал образовательный портал нового типа – ЭПИСТЕМОТЕКА. Эпистемотека – это не собрание книг, а собрание живых идей, вопросов, проблем передовой науки. На портале педагоги вместе с учениками могут включиться в обсуждение любой из представленных проблем или открыть свой модуль. Сегодня, когда остро дает о себе знать конфликт между знанием и информацией, налицо тенденция: чем более дети информированы, тем менее они оказываются знающими и мыслящими. Поэтому так важно изнутри самого информационного пространства выработать противоядие антизнаниевым, антимыслительным способам работы и создать образовательный Интернет, нацеливающий учащихся на овладение новыми типами знаний и новейшими способами работы со знаниями. Задача эпистемотеки – выведение учащихся к самым передним границам развития современного знания, обучение инновационному мышлению изнутри информационного пространства, когда информационные технологии не убивают теоретическое мышление и знание, а усиливают его. Здесь происходит обучение школьников коллективным способам решения проблем.Работа ведется в двух направлениях – исследовательском и проектном. «Заработает ли ИТЭР в 2030 году?», «Станет ли Москва центром мирового развития?», «Что происходит: глобальное потепление или похолодание?» – в таких модулях ученики исследуют пока неразрешимые для современной науки проблемы. «Молодежное авиационное КБ», «Ядерно-водородная энергетика», «Возможна ли в России передовая конкурентоспособная отечественная фармакология?» – модули проектного направления. Работа в проектах нацелена на решение общественно значимой, социально-культурной или социально-экономической задачи, которая не решается на имеющемся техническом, технологическом и организационно-управленческом уровне.В Ресурсном центре «Мыследеятельностная педагогика. Эпистемотека» организован ежемесячный обучающий семинар для педагогов Северного округа, которые вместе с учениками будут осваивать новое информационное пространство.Е.ЗАМАНОВА, заместитель директора по экспериментальной работе школы №597;О.ЖУРАВЛЕВА, за работу Ресурсного центра школы №597
Комментарии