Из карманов пропадает мелочь, в доме появляются чужие игрушки… Конечно, родители даже не могут предположить, что их ребенок начал воровать. Что же делать, если это на самом деле так? Главное не пускать ситуацию на самотек.
А было ли воровство?
По словам психологов, дети младшего возраста еще не воруют в полном понимании этого слова. У них идет процесс установления границ «мое – чужое». Поэтому это не могут быть полностью осознанные действия –присвоение чужого.
Конечно, после трех лет большинство детей уже разделяют понятия «мое» и «чужое», однако они спокойно могут забрать домой куклу из садика или машинку из песочницы. И все же подобные случаи нельзя назвать воровством, поскольку оценивание своих поступков малышам пока недоступно. Они попросту забирают то, что им понравилось, не осознавая, хорошо это или плохо.
Дети старшего дошкольного возраста уже понимают, что понравившаяся вещь им не принадлежит и брать ее нельзя. Однако здесь возникает другая проблема – неумение управлять собственными желаниями. Крадет ли шестилетний ребенок на самом деле? Скорее нет, чем да. Чего нельзя уже сказать о детях, перешагнувших этот возрастной порог.
Похвала – прилюдно, выговор – наедине
Если вы окончательно убедились в том, что ребенок ворует, нельзя прибегать к угрозам. Важно, чтобы ваши сын или дочь всегда чувствовали, что вы на их стороне, даже если они поступили плохо.
Ни в коем случае даже сгоряча не вешайте ярлыки: «воришка», «пошел по кривой дорожке», «станешь уголовником» и др. Конечно, кража – это неприятно, однако такие оскорбления способны нарушить психику и ожесточить ребенка. И не стоит разбирать проблему при свидетелях. Пользуйтесь правилом: похвала – прилюдно, выговор – наедине.
Проблему нужно решить, но не нужно о ней говорить по прошествии времени. Самая большая оплошность родителя – припоминать проступок, например, ситуацию, когда ваш ребенок получил плохую отметку, отказался мыть посуду, убирать в комнате и т.д.
Откровенный разговор
Если кража уже случилась, необходимо установить ее причину. Мотивы воровства могут быть самыми разными. Откровенно поговорите с ребенком. Стоит объяснить некрасивость поступка. Малышу можно рассказать, как сильно расстроится его приятель, обнаружив пропажу машинки. Подросток должен понять, что воровство осуждаемо в обществе.
Кроме того, вы можете предложить ребенку исправить свой проступок. К примеру, можно на следующий день принести в садик игрушку, которую взял, и извиниться. Украденные и потраченные деньги подросток может отработать.
Доверие – главное оружие против воровства
Интересуйтесь детскими неурядицами, в меру делитесь своими переживаниями, поддерживайте доверительный контакт – это наилучший способ предупреждения таких проблем. Родительское внимание позволит исключить протесты, обиду на родителей и многие другие мотивы воровства.
Объясните, что у каждой вещи есть хозяин и недопустимо брать чужое. Расскажите об уголовной ответственности, которая наступает с 14 лет.
Обсудите еще и психологические аспекты кражи: скажите, что украденная чужая вещь не принесет радости и удовольствия, ведь пользоваться ей придется только тайком. Попробуйте вместе с ребенком понять чувства другого человека, поставить себя на место того, у кого украли вещь или деньги.
И еще один очень важный аспект, на первый взгляд, не связанный с вопросами детского воровства, однако я думаю несколько иначе: необходимо выделять детям карманные деньги. Это те средства, которые ребенок сможет самостоятельно потратить на посещение столовой, поход в кинотеатр с приятелями или покупку цветов для юной подруги. Важно лишь ненавязчиво отслеживать траты, чтобы исключить покупку сигарет и прочих нежелательных вещей.
Итак, каковы причины детского воровства?
1. Недостаток общения с родителями. Нет доверия, нет времени для общения. Нередко дети воруют по причине заброшенности, дефицита родительской любви и понимания. Такой ребенок может пойти на кражу, чтобы привлечь мамино или папино внимание, заставить взрослых вспомнить о нем и его эмоциональных потребностях.
2. Способ самоутвердиться. Здесь во главе угла может быть желание придать значимость своему «я» «взрослым» поступком. Если родители с авторитарной воспитательной позицией запрещают ребенку иметь собственные деньги, ограничивают в реализации его потребностей и желаний, то ребенок способен опротестовать свою зависимость с помощью кражи. Еще один разворот этой проблемы – желание завоевать дружбу или расположение значимых ровесников. С этой целью малыш может выкрасть деньги и накупить сладостей, а подросток – даже подарить приятелю или подруге какую-либо родительскую вещь.
3. Вседозволенность. Родители, убежденные в том, что нельзя давить на детей, воспитывают вовсе не свободную личность, а безответственного человека. Сначала ребенку разрешается брать без спросу чужие игрушки на детской площадке либо в садике. Потом взрослые не обращают внимания на принесенный домой телефон или появившиеся вдруг у ребенка наличные деньги. Как результат – воровство входит в привычку.
4. Неумение себя контролировать. Бывает так, что ребенок не может себя сдержать и совершает импульсивные поступки, в числе которых, к сожалению, могут оказаться и кражи. Проще говоря, дети видят что-то привлекательное для них, понимают, что воровать нельзя, однако искушение в итоге преобладает над волей, стыдом и разумом.
5. Кража из лучших побуждений. Этот мотив стоит особняком среди других причин детского воровства. Ребенок становится воришкой, чтобы сделать подарок близкому человеку – например, матери, сестренке, другу или подруге. А поскольку в детстве нравственные устои только формируются, сиюминутное желание оказывается сильнее правил, советов и родительских установок.
6. Кража как месть. Случается, что ребенок таким образом хочет наказать обидчика, лишив его чего-то значимого. Тогда он предвкушает, как тот расстроится, а может быть, его даже накажут за потерю.
На самом деле в основе такого поступка, как кража, может лежать целый комплекс причин, и это всегда сигнал для взрослого – есть проблема, с которой нужно разобраться, аккуратно, тактично, так, чтобы ребенок усвоил урок и понял, что его в первую очередь готовы поддержать, а не наказать.
Об авторе:
Елизавета Григорьевна Мордвишова – психолог семейного центра «Хорошевский», Москва
Комментарии