Когда меня спрашивают, где я работаю, то в ответ чаще всего слышу: «Что, правда, в школе?» К сожалению, среди молодежи работа в школе занимает не самое престижное место. Раньше я пыталась переубедить всех, что это так здорово и так замечательно – работать в школе, работать с детьми. А теперь задаю скептикам вопрос: «А вы задумывались, кто будет учить ваших собственных детей через несколько лет?»
В школе я работаю третий год. За это время бывало всякое. На всю жизнь запомнился самый первый урок, который я проводила уже без помощи педагогов из вуза или учителей школы. Вроде бы в институте разбирали все на лекциях, но реальный урок идет совсем по-другому. Каждый новый класс, каждый конкретный ребенок требует индивидуальных условий, заданий, вопросов. Стараешься продумать все варианты ответов детей, прогнозировать их реакцию на восприятие нового материала, а на уроке все идет совершенно иначе.Я работаю с детьми младшего школьного возраста. В этот период своей школьной жизни дети очень хотят учиться, задача учителя, конечно, поддержать это желание. Многие малыши еще не в силах реально оценивать свои возможности, им кажется, что они все могут. По-моему, это очень здорово. Они и действительно все могут, и учителю надо только очень грамотно направить это желание – работай с детьми, давай им знания. Но чуть позже выясняется, что желание запомнить и научиться у детей есть, но вот применить полученные знания еще не получается. Многим маленьким ученикам просто очень хочется, чтобы учитель обратил внимание именно на них. И делать это ребенок будет всеми способами, но если не получится быть лучшим по предмету, он может стать худшим. Ведь все равно он добился цели – учитель обратил на него внимание. Поэтому нужно создать такие условия на уроке, чтобы у каждого ребенка была своя маленькая ситуация успеха.Работа с детьми неизбежна без работы с родителями. Первое родительское собрание стало еще одним волнующим событием моей работы в школе. Нужно выступать перед аудиторией, которая намного старше тебя. Есть родители, которые с недоверием относятся к молодым педагогам, считая, что мы еще ничего не умеем и не знаем, тут уже очень много зависит от нас самих. Как ты себя поставишь перед родителями учеников, такое уже и будет отношение к тебе с их стороны.Первое собрание в одном классе, потом бежишь в другой. За один вечер была в пяти классах. К концу пятого собрания понимаешь, что уже точно не помнишь, в каком ты классе, кто в этом классе учится, а на вопрос родителя «А какой мой Петя сегодня?» уже и не знаешь, что ответить. В голове возникает мысль: «Что за Петя?»Конечно, работа в школе занимает очень много времени и сил. Ведь наш день не заканчивается со звонком с последнего урока. Нужно готовиться к следующему дню, а проверка тетрадей всегда была долей учителей. Даже дома всегда что-то обдумываешь, анализируешь, как прошел день, переживаешь, если дети не поняли новый материал, и радуешься их маленьким победам. Ведь лучшая награда для учителя – когда его ученик сам может пользоваться полученными знаниями. Как было приятно, когда в прошлом году мои маленькие ученики победили в школьной олимпиаде, у них не было цели победить, им просто очень хотелось поделиться теми знаниями, которые они получили.Нет, очень непросто работать в школе. Здесь нужно либо работать целиком, отдавая все силы и мысли, либо даже не притрагиваться к этому делу. Учить могут многие, но учить хорошо – единицы.Я очень люблю свою работу. Как-то в конце урока один мальчик сказал мне: «Мы сегодня многому научились. Но самое главное – мы научились думать. И вы, наверное, тоже». На эти слова нельзя обижаться. Это очень мудрые слова девятилетнего ребенка. Школа – то место, где всегда учатся думать и ученики, и учителя, а видеть глаза детей, которые что-то поняли, наблюдать за их реакцией, когда они сами для себя что-то новое открыли, – это ни с чем не сравнимые эмоции. Поэтому если не я, то кто будет сегодня работать в школе? Это вопрос, на который я для себя нашла ответ.
Комментарии