Тот, кто успел побывать пионером, помнит имя Надежды Константиновны Крупской – главного идеолога и организатора пионерской организации. Помню тот волнующий момент, когда учительница называла фамилии ребят, которых первыми примут в пионеры. И не где-нибудь, а в музее В.И.Ленина на Красной площади. Помню радость, которую испытала, услышав свою фамилию… Быть пионером было почетно! Это был 1989 год…
Пионеркой я побыла несколько месяцев, затем последовали критика коммунистической партии, Ленина, Крупской… Все это я помню смутно, но с тех пор имя Надежды Константиновны существовало в моем сознании с некоторым налетом пренебрежения, сформированным новой парадигмой общества. Больше не было пионерской организации, коллективное сознание постепенно сменилось индивидуальным, я и не заметила, как имя Крупской исчезло из моей памяти. Только двадцать лет спустя, во время обучения в магистратуре, изучая передовые педагогические идеи начала XX века, я вспомнила о Крупской, читала избранные ее произведения и удивлялась, как мало о ней знаю. А знать о ней нужно всем, с каждой прочитанной строчкой я все больше и больше убеждалась в этом. Это была великая женщина своей эпохи – смелая, умная, неравнодушная к интересам общества, таких сейчас мало. Ее идеи живы до сих пор, многое из того, что происходит сейчас в образовании, она предлагала еще 100 лет назад. Читая труды Крупской, понимаешь, что нельзя отказываться от рационального прошлого, в нем – ответы на вопросы настоящего. «Задача нашей советской школы не только дать определенную сумму знаний, но и показать, как эти знания с живой жизнью связаны, как они могут эту жизнь изменить», – писала Надежда Константиновна.Возможно, знание о Крупской повлияло и на мою жизнь, и на мой выбор профессии, и на отношение к отечественной педагогической школе, а главное, на то, как я воспитываю своих детей! Ирина ФИРСОВА, зав. лабораторией МИРО
Комментарии