По данным Института возрастной физиологии РАО, увеличение всех видов физкультурных занятий в школе до 3-5 часов в неделю снижает острую заболеваемость в 3-4 раза, приводит к увеличению уровня физической подготовленности и работоспособности, уменьшению распространенности курения и увеличению функциональных возможностей у школьников.
Физическая культура как феномен общей культуры становится естественным мостиком, позволяющим соединить биологическое и социальное в развитии человека. Здоровьеформирующее значение физической культуры включает в себя накопление знаний об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закаливания, повышения работоспособности, психолого-эмоциональной устойчивости.Результатом физкультурно-оздоровительной деятельности следует считать способность учеников к самоорганизации здорового образа жизни, умение противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды. Еще один важный результат – формирование потребности человека в бережном отношении к своему здоровью, поэтому физкультурно-оздоровительная деятельность должна играть приоритетную роль в формировании у школьников здорового стиля жизни, здоровьесберегающего поведения.Почему физкультурно-оздоровительная деятельность нуждается в оптимизации, из каких компонентов она складывается у большинства детей школы? Для ответа на этот вопрос в нашей школе было проведено специальное исследование учебной нагрузки и режима дня по методике М.Безруких. Оказалось, что условия жизни большинства учащихся школы оказывают негативное влияние на их жизнь. В их досуге преобладают просмотр телепередач, работа с компьютером, чтение учебников, при этом многие родители стремятся получить для ребенка освобождение от уроков физкультуры. Каковы же резервы увеличения двигательной активности школьника? Для повышения двигательной активности требуется выполнить условия, среди которых – повышение качества преподавания физической культуры, организация детского досуга, в котором обязательно присутствуют занятия спортом, внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий в практику работы каждого учителя. Еще одно важное условие – необходимость формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Все это требует повышения компетенций как учителя физкультуры, так и учителей всех предметных областей, эффективной организации учебно-воспитательного процесса в рамках здоровьесберегающего пространства школы и микрорайона, округа.Жизнь школьников должна быть построена таким образом, чтобы обязательным событием в ней стала деятельность, требующая активного движения, участия в соревнованиях, разнообразных спортивных играх. Жизненными убеждениями детей должны стать потребность в красивой, здоровой, спортивной внешности, неприятие вредных привычек, забота о своем здоровье и здоровье близких, знания и навыки по сохранению и укреплению здоровья.Ядром создания инновационной модели физкультурно-оздоровительной деятельности школы здоровья становится, во-первых, комплексная диагностика состояния здоровья, физического развития и социального благополучия, экспресс-диагностика уровня функционального напряжения и адаптационных возможностей организма школьников, во-вторых, использование данных диагностики для создания паспорта здоровья, для разработки индивидуальных оздоровительных маршрутов и оценки эффективности работы школы. Школа должна заботиться об увеличении двигательной активности и формировании мотивации к занятиям физкультурой и спортом, убеждении в целебной силе движения, о совершенствовании уроков физкультуры, посещении детьми физкультурных и спортивных кружков и секций, обязательных физкультминуток и физкультпауз на уроках и утренней зарядки. Заботой школы должна быть также профилактика переутомления организма учащихся с учетом биологических ритмов работоспособности, в том числе за счет уроков здоровья. Каждой школе необходимы разработка программ, методических пособий, памяток для реализации поставленных задач, повышение профессиональных компетенций учителей в области оздоровительных технологий, обучение педагогов на курсах повышения квалификации, их самообразование, участие в тематических круглых столах, семинарах, обмен опытом, а по большому счету формирование нового типа учителя, способного разрабатывать и проводить здоровьесберегающие уроки, адекватные ситуации, учителя здорового, спортивного, подающего пример ЗОЖ.Надо помнить о том, как нужны совместные детско-взрослые проекты по проведению здоровьесберегающих и профилактических акций, работа детских общественных организаций, организация традиционных спортивных праздников и тематических дней здоровья не реже одного раза в четверть, развитие ученического самоуправления. Задача каждой школы – формирование благоприятного психолого-эмоционального климата и безопасной школьной среды в результате совместной деятельности детей и взрослых, организации и проведения психолого-педагогических акций.Т.ГУДЕНКО, О.КИРПАНЕВА,школа №1008
Комментарии