17 октября Госдума приняла в первом чтении проект Федерального закона «Об образовании в РФ». Документ поддержали 292 депутата (против – 77). Одновременно палата отклонила разработанный КПРФ альтернативный законопроект «О народном образовании». Он набрал только 209 голосов. Министр образования и науки Дмитрий Ливанов, представляя правительственный законопроект «Об образовании в РФ», на-помнил, что документ, напрямую затрагивающий интересы 40 миллионов граждан, обсуждался в обществе два года: «Мы получили свыше 20 тысяч предложений, замечаний и поправок. Причем не толь-ко от представителей профессионального сообщества, но и от родителей, учащихся, работодателей». По словам министра, законопроект расширяет государственные гарантии бес-платности образования. Предусмотрено использование модульных и дистанционных технологий, электронного обучения, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Закрепляется связь между образовательными программами и требованиями быстро меняющегося мира. В проект включены нормы об инклюзивном образовании. «Образовательная система ни в коем случае не должна изолировать детей с ограниченными возможностями здоровья», – отметил министр.Проект предусматривает особую рольучителя и учительского сообщества в определении образовательной политики через введение нового института педагогической экспертизы. Родители получат статус полноправных участников образовательного процесса и возможность выбирать учебные предметы для своих детей,участвовать в управлении образовательной организацией. Все образовательные учреждения должны будут вести сайты в Интернете, где будут публиковать законодательно установленный перечень информации о своей деятельности. По словам министра, это избавит учителей от бу-мажной волокиты и заполнения большого количества отчетов.Среднее профессиональное образование станет общедоступным и будет включать в себя программы подготовки как специалистов среднего звена, так и высококвалифицированных рабочих.Законопроект «О народном образовании», внесенный депутатами фракции КПРФ, представил Олег Смолин. Он отметил, что документ предполагает «принципиально другой курс образовательной политики» и содержит больше норм прямого действия, чем правительственный законопроект. В частности, предлагается финансировать образование на уровне 7% ВВП, сделать ЕГЭ и участие в Болонском процессе добровольными, сохранить выборы ректоров вузов, а школы финансировать на треть по сметному принципу, а в остальной части – по подушевому. Кроме того,предложено на законодательном уровне закрепить обязательный набор школьных предметов и установить, что ставка педагога должна быть не ниже, чем в промышленности РФ, а социальная стипендия – на уровне прожиточного минимума. Думское большинство высказалось в поддержку проекта правительства, пообещав ко второму чтению учесть интересные предложения авторов альтернативного законопроекта.
Комментарии