Мы продолжаем разговор о портфолио (см. «УГ» №16 от 17 апреля 2011 г.). Родина «портфеля», или портфолио, – США. Однако эта модель завоевала популярность во многих странах мира. Так, например, в Финляндии именно с внедрения такой формы учета достижений учащихся началась реформа системы образования.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учениками в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Основной его смысл – показать все, на что ты способен. Педагогическая философия портфолио предполагает смещение акцента с того, что учащиеся не знают и не умеют, на то, что они знают и умеют по данной теме, предмету. И перенос педагогического акцента с оценки на самооценку.Девиз портфолио: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».В последние годы возникают универсальные, например международные, форматы портфолио. В Европе все более широкое распространение приобретает языковой портфолио. Портфолио разрабатывается под эгидой Совета Европы. Уже получила известность модель языкового портфолио для подростков (пятнадцатилетние дети). Запущены в действие варианты портфолио для младших школьников и тех, кому больше 16 лет, которым могут пользоваться и взрослые.Европейский языковой портфолио рассматривается как средство, которое позволяет ребенку, молодому человеку или взрослому показать и документально подтвердить свои знания иностранного языка независимо от того, где они были приобретены.Говоря о современных моделях портфолио, надо подчеркнуть: они тесно связаны с такими образовательными результатами, как компетенции и ключевые учебные умения. Весомую часть содержания портфолио составляют свидетельства того, что учащийся обладает теми или иными специальными или общими компетенциями, как в новой модели портфолио, единой для общеобразовательных школ Франции, – дневнике компетенций.В Великобритании независимым экспертным советом соискателю может быть присвоена определенная степень квалификации на основании предъявленного портфолио.Одна из моделей российского портфолио была разработана на основе шотландского аттестата и отражает опыт педагогической диагностики, используемой в Великобритании. Шотландский аттестат представляет собой папку, заполнение которой производится в течение всего процесса обучения. Он фиксирует учебные цели, которые поставил ученик: темы, которые надо изучить, умения, которыми надо овладеть, практики, которые предстоит пройти. В папку помещаются также свидетельства того, что поставленные цели достигнуты, самооценка ученика, рекомендации учителей.
Комментарии