Вечер. Я пишу эссе о том, почему я работаю педагогом дошкольного образования. На столе рядом со мной лежит ценная находка – извлеченная из темного угла, давно забытая там проросшая картошка. Сморщенный корнеплод, украшенный ветвистыми, как оленьи рога, ростками. Завтра я отнесу эту спасенную картошку детям. Я заранее предвкушаю, сколько радости и удивления сможет она подарить.
Вспоминается день, когда я, выпускница школы, стояла перед первым в своей жизни, очень непростым выбором. Был праздник – Международный женский день, первое весеннее солнце, вазы, полные цветов, мы с родителями в гостях у близких друзей. Я только что вычитала в газете способ окрашивания лепестков с помощью пищевых красителей. Как всегда в таких случаях, мне хочется немедленно попробовать. Хозяйка дома, улыбаясь, приносит закупленные к Пасхе красители… В соседней комнате шумно и весело отмечают праздник, а я, взрослая девушка, и шестилетняя дочь хозяев ставим эксперименты. По стеблям тюльпанов ползет краска, мы засекаем время, кажется, на кухне остались еще нарциссы, глаза девочки светятся от счастья…С тех пор прошло много лет. Я работаю воспитателем, потому что эта работа дает мне сразу две уникальные возможности: быть среди людей, для которых познание, исследование мира – это первостепенная потребность, и быть полезной им в их открытии мира.Мои первые профессиональные шаги сопровождались мучительными сомнениями и поисками. Хорошо помню, как в начале пути я спросила у мужа, что он помнит о своем дошкольном детстве. Он надолго задумался, а потом сказал: «Играть было весело… потом, помню, воспитательница нас рассаживала по стульчикам и втолковывала что-то, сидишь и ждешь, когда ж она закончит…» Этот разговор помог мне осознать одну простую мысль: все, что я делаю, может стать бесполезным, если я не буду в каждом своем действии учитывать интересы ребенка. Дети приходят в детский сад, чтобы расти, развиваться, общаться и радоваться жизни.И моя задача как воспитателя – создать для них такие условия, благодаря которым им будет легко и радостно открывать для себя окружающий мир. Дети, в жизни которых постоянно присутствует опыт доброжелательного, уважительного отношения, становятся увереннее в себе, любознательнее, задают больше вопросов, экспериментируют, готовы к самовыражению.Я хочу подарить детям ощущение радости жизни! И здесь важно все: тон, взгляд, улыбка, внешний вид, настроение, стиль общения. У воспитателя должно быть множество подходов и приемов, огромное количество идей, чтобы в любой ситуации находить тропинку к сердцу ребенка, ведь каждый из них уникален и неповторим. В их жизни я проводник, и моя позиция рядом с ребенком.Я уверена, что педагог, переставший учиться, это как тренер по плаванию, не умеющий плавать. Поэтому я учусь постоянно, и прежде всего учусь у детей. Наблюдение за ними, рефлексия прожитого дня, общение с коллегами помогают мне совершенствоваться в профессии. Каждый мой воспитанник помогает мне стать хорошим педагогом именно для него. И я надеюсь, что день, когда мне нечему будет у них научиться, никогда не наступит, потому что он будет означать конец моего профессионального пути.Я верю, что каждому человеку необходим опыт жизни в неповторимом, активном, ярком мире детства. Между тем я с горечью отмечаю, что сегодня дети мало играют друг с другом, уходят в искусственный мир компьютерных игр или упоенно развлекаются с очередной разрекламированной игрушкой. Сохранить и укрепить интерес детей к окружающему миру: миру природы, родному краю, взрослым людям и их профессиям, а главное – друг к другу, к живой детской игре – в этом я вижу смысл работы современного воспитателя.Другой тревожащей меня проблемой является слабая самостоятельность наших детей. Современные дошколята, по моим наблюдениям, гораздо реже говорят «я сам» и «не надо помогать», чем говорили когда-то мы. А ведь опыт самостоятельного решения какой-либо, пусть даже бытовой, задачи – самый бесценный опыт, он делает ребенка более инициативным, помогает ему преодолеть робость и неуверенность в себе, поддерживает его самооценку. Поэтому я стараюсь так организовать деятельность детей, чтобы они каждый день получали опыт самостоятельного решения задач в самых различных сферах жизни. Я считаю, что научить ребенка мыслить и самостоятельно добывать знания, заложить фундамент активной жизненной позиции – это педагогическая цель современного образования.Я верю в то, что моя работа, как и работа моих коллег, каждый день меняет мир к лучшему, что дети, которых мы воспитываем, будут успешными, уверенными, доброжелательными людьми, получающими удовольствие от своего дела. Мы приходим в этот мир, чтобы найти свой путь, состояться, оставить след. Собственный успех в профессии я оцениваю успехами своих воспитанников. Поэтому мне так приятно видеть живой огонь интереса в глазах моих повзрослевших выпускников. Самые старшие из них в этом году выбирают профессию, и я надеюсь, что их выбор будет так же удачен, как и мой.P.S. Мой рабочий день почти закончен, дети ушли домой, я готовлюсь ко дню завтрашнему, за спиной у меня висит картина «Картофельный лось», а моя, точнее уже наша, картошка уютно устроилась в цветочном горшке, заботливо политая и поставленная на солнце. Завтра, похоже, я получу урожай причудливых клубней и новых идей… Наталья ОДИНЦОВА, воспитатель детского сада №88 комбинированного вида Санкт-Петербург
Комментарии