Много веков идут споры, но однозначных ответов так и нет. Можно лишь договориться о том, как понимать в данном конкретном случае. Не больше. Что бы мы ни приняли за точку отсчета, ясно, что ни одна наука, ни искусство, никакое ремесло невозможны без ДИАЛОГА. Осмелюсь даже предположить, что педагогика – это диалог. Ведь не случайно у самого великого мастера диалога Сократа было такое количество талантливейших учеников.
А теперь от истории – к нашим дням, даже будням. Одна из ключевых проблем современной школы, не бросающаяся в глаза (и без нее проблем гораздо более очевидных хватает!), но все же – проблема коммуникативная. Отсутствие диалогического начала в профессиональном и человеческом общении взрослых со взрослыми и взрослых с детьми – вот проблема. Мы не задаем, как Сократ, трудных вопросов друг другу, чтобы хотелось найти ответ, чтобы интересно было следить, как разворачивается мысль-идея в процессе беседы. Мы общаемся в режиме деклараций, информирования, докладов и анализов статистических показателей. Наше общение очень регламентированно, время спрессовано, нам некогда беседовать. Некогда, а надо! Это самый эффективный метод обучения еще со времен Сократа, хотя и бытует мнение, что искусство вести такую беседу – природный дар. Однако образование не обделено одаренными людьми. В школы приходят молодые педагоги. Это очень непросто – почувствовать себя по-настоящему умеющим. Кто-то должен тебя увидеть, услышать, оценить, подтвердить, скорректировать или раскритиковать и опровергнуть. А еще самому очень важно услышать других, соотнести свое представление с их опытом. Так, постепенно выстраивается система профессиональных ценностей, а ценностное отношение приводит к желанию совершенствоваться. Заметьте, все это рождается в процессе диалога, и чем интереснее, самобытнее, опытнее твой собеседник (как Сократ!), тем больше у тебя шансов стать Аристотелем! Центр педагогического мастерства – это в буквальном смысле площадка для диалога, а работа с Советом молодых педагогов Москвы – одна из важнейших для сотрудников центра, так как это работа с теми, кто еще остро ощущает себя учеником, но уже обладает свойственным молодости желанием что-то делать, энергией и непокоем. У них миллионы вопросов и идей, но пока нет представления о технологиях нахождения ответов и воплощения задуманного в жизнь. Свою задачу мы всегда видели в том, чтобы находить нужных наставников-собеседников для молодых педагогов и эффективные формы организации их общения. Кстати, иногда они сами себе лучшие наставники, только важно собрать их вместе и организовать искусную модерацию их общения. Все это, безусловно, зависит от тех целей, задач и результата, который мы хотим получить от этого общения.Ольга ШУГАЕВА, методист Центра педагогического мастерства
Комментарии