search
main
0

​Детский театр, зовущий во взрослый мир. В столице завершился Тринадцатый фестиваль школьных самодеятельных театров «Москва-Театр-Школа»

Фестиваль этого года стал масштабным смотром детских театральных коллективов со всей Москвы и Московской области и прошел при поддержке Министерства культуры в рамках специального проекта «Театр–детям» Года театра.

На протяжении двух месяцев раз в неделю практически весь Театр имени Наталии Сац в прямом смысле отдавали детям. Некогда свой Дворец музыки Наталия Сац так и задумывала – как огромный портал в мир музыки и театра для детей. На фестивале «Москва-Театр-Школа» идея погружения в мир театра доведена до абсолюта. На Малой сцене юные артисты исполняли свои спектакли. В пространствах репетиционных залов шли мастер-классы постановщиков и артистов Театра Сац для тех, кто делает свои первые шаги на сцене. А в фойе и Зимнем саду успешно стартовал (впервые в рамках этого фестиваля) новый образовательный проект – Школа юного театрального блогера. Для тех любителей театра, которые стремятся говорить о театре в интернет-пространстве, о том, как это делать наиболее эффективно и заметно, рассказывали самые авторитетные специалисты: топовые блогеры Ольга Хайкина и Ольга Тараканова, критики Алексей Киселев, Павел Руднев и Алексей Гончаренко. А для финального гала-концерта лучшим из юных артистов была предоставлена Большая сцена театра, и весь полуторатысячный зал Театра Сац был полон участниками фестиваля, ведь почти все получили памятные дипломы и отличия.

Наверняка, найдутся те, кто может подумать был: ну какие большие впечатления способен подарить маленький детский любительский театр? Ну разве что умиление детьми, «играющими в театр». Да и сам жанр торжественной церемонии обычно мало способен увлечь… Но жюри фестиваля во главе с руководителем литературно-педагогической части Театра Сац Роксаной Николаевной Сац сделало необходимую в таких случаях торжественную часть максимально короткой. Лаконичен был и представлявший Министерство культуры РФ Ярослав Седов, подчеркнувший важные воспитательные цели фестиваля, который формирует новое поколение зрителей, артистов, театроведов, – всех, кто увлечен театром.

Настроение самых скептически настроенных зрителей начало меняться буквально по ходу первого выступления, зал начал смеяться и горячо аплодировать. Как сказал один из фотографов (а фотографы, как правило, люди много повидавшие и от этого особо придирчивые): таких сильных впечатлений от детских любительских спектаклей не ожидал!

Оказывается, дети играют с такой самоотдачей и искренностью, что позавидуют успешные профессионалы, они блистательно воплощают даже замыслы, кажущиеся самыми нереальными. И если иные взрослые попытки осовременить классику выглядят порой нелепо и неуместно, то удостоенный второй премии спектакль «Моцарт forever» театра «Таблица умножения» Школы №626 абсолютно убедительно сплетает музыку великого классика с историями и нравами современных школьников. И классика действительно становится вечной. А в работе еще одного лауреата второй премии столь же совершенно естественной звуковой средой становится фольклор. Народные танец и песня – родная стихия для исполнителей ураганно темпераментной сказки «Маша и медведь» фольклорного коллектива «Лазоревый цвет» ДШИ Юность. Удивляло и восхищало то, как лихо и естественно дети справлялись с пьесами Гольдони (спектакль «Счастливые нищие» театра «Маска» поселка Шишкин лес, вторая премия), и с русской драмой («Женитьба» Гоголя Театра миниатюр Школы №1355, удостоенная одного из четырех Гран-при).

О разнообразии стилей и жанров работ, представленных на фестивале, можно судить по лауреатам первой премии. Их, как и обладателей других наград, было несколько. Среди постановок, удостоенных высокой награды, были и оригинальные постановки (например, показанный на гала-концерте яркий спектакль с прекрасными юными актерами «Пятое измерение» театра-студии «Дверь»), и интерпретации европейской, русской и советской литературной классики (Чехова, Горького, Астрид Линдгрен, Успенского), и мюзиклы на основе классических произведений. К числу последних относится постановка «Сказки о царе Салтане» подольского Центра творчества «Синяя птица».

Первой премией был отмечен и спектакль «Чиполлино» рижского центра искусств Иманта: приезд коллектива из столицы Латвии вывел фестиваль школьных самодеятельных театров «Москва-Театр-Школа» на международную орбиту. Среди обладателей первого места была и пластическая сюита «Преображение» коллектива «Дети солнца» – так назвали свой театр воспитанники Филимонковского детского дома. А привлечение в мир искусства сирот – факт совершенно превосходный; для детей, оставшихся без родителей, погружение в мир театра особенно благотворно. По крайне мере в Европе давно пришли к такому выводу: там существуют специальные театральные курсы и постановки для сирот, инвалидов и социально неадаптированных детей. К тому же, в Филимонковском детдоме дети не только играют на сцене, но и сами расписывают ткани для сценических костюмов.

Жанровое многообразие фестиваля отражается и в невероятной яркости и самобытности каждого из четырех спектаклей, удостоенных Гран-при. Высшую награду завоевали драматический спектакль «Женитьба» театра миниатюр Школы №1355, кантата «Звери печальные и веселые» в исполнении хора «Соловушко» Школы №626 имени Наталии Сац, детская опера (жанр которой был определен как «Музыкальные истории для самых маленьких») «Лесные картинки» Школы искусств города Реутов и достойный Академии хореографии, полноценный классический балетный дивертисмент «Фея кукол» также исполняемый воспитанниками Школы искусств города Реутов.

Еще один коллектив реутовской Школы искусств стал явным фаворитом гала-концерта. Сначала он снискал невероятные овации своим исполнением оперы-пародии «Пиф-паф» Максима Дунаевского, которая была удостоена первой премии. Конечно, само обращение к этой гениальной шутке сулит успех: детская сказка, спетая на манер большой оперы, игра с несоответствием слов музыке, она смешна сама по себе. Однако, для неокрепших детских голосов сложны не только партии хора, но и солистов. Тем более восхищает, как лихо справились юные артисты не только с вокальной составляющей, но и продемонстрировали прекрасные артистические достоинства, причем, как солисты, так и все артисты хора! А свое умение быть нежными романтиками реутовский хор продемонстрировал, исполнив специально написанный хормейстером коллектива Ириной Тульчинской гимн фестиваля.

И если во время исполнения пародии «Пиф-паф» зал плакал от восторга, то во время финального гимна наворачивались слезы умиления. Однако до этого финального аккорда был не менее трогательный, и уж точно крайне важный поклон в адрес тех, благодаря кому все это вообще стало возможно. Это – педагоги детских театральных студий, многие из которых создавали свои театры на пустом месте, в неверии, а, порой, и в отторжении коллег, которые боролись за успех с окружающими и с собственными сомнениями, отдавали массу сил, талантов, знаний и времени занятиям с детьми, которые после школы, возможно, и не захотят пойти по профессиональному пути в театральном деле. Но зато дети, которым эти вдохновенные и увлеченные мастера открыли удивительный мир театра, научатся понимать и любить театр. Отдельное спасибо наставникам участники фестиваля сказали за приобщение к этому прекрасному миру, который с каждым витком уже взрослой жизни сегодняшних детей будет открывать все новые грани и отвечать на самые разные вопросы.

Фото Виталия Безруких

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте