search
main
0

​Да здравствуют туристы и толкинисты! Записки Виктора Болотова

Меньше чем через неделю у пионерии очередной день рождения – 92 года прошло с тех пор, как на II Всероссийской конференции комсомола было принято решение о повсеместном создании пионерских отрядов. Всегда абсолютно искренне и от всей души поздравляю с этим праздником хорошего своего товарища Елену Евгеньевну Чепурных, последнего главного пионервожатого СССР.

Надо сказать, что детские организации изобретение отнюдь не советское: скауты появились задолго до провозглашения власти рабочих и крестьян. И «пионер» – первый, идущий впереди – отнюдь не русское слово. Идея была замечательная, так как детские объединения – необходимый инструмент для позитивной социализации самых юных граждан любого общества. Свято место пусто не бывает: если государство не хочет заниматься своими детьми, всегда найдется тот, кто возьмет это непростое дело на себя, и тут уж предугадать последствия невозможно, а власти останется, как говорится, только самой на себя жалобы писать. Примеров тому масса, и мы, к сожалению, видели не раз, что происходит с подростками, предоставленными самим себе. Нужно ли ограничивать число детских организаций? Ни в коем случае! Кому-то нравится туризм – прекрасно, занимайтесь на здоровье. Я уже рассказывал, какую роль лично в моей судьбе сыграл туристический клуб «Марина» в родном Красноярске, научивший не только штурмовать скалы и сплавляться по горным рекам, но и оставаться человеком в любых ситуациях. Было время, когда шпану, угонявшую мотоциклы, сажали за руль картов и учили разбираться в моторах – это к слову о пользе технического творчества. А вот чего не должно быть в детских организациях, так это идеологии: как только в дело воспитания вмешивается политика, все хорошее стремительно идет на спад. Так что не надо загонять детские общности ни в какие рамки. Пусть их будет много. Пусть они будут разные. Я даже не имею ничего против толкинистов и прочих «ролевиков», если они соблюдают правила человеческого общежития. Любая детская организация – это, конечно, детско-взрослое сообщество. Необходимо готовить профессиональных вожатых и воспитателей, каждый из которых должен быть прежде всего большим психологом, умеющим слушать и слышать ребенка. Но помимо этого хорошо бы поддерживать волонтерские движения, дающие возможность старшим подросткам работать с малышней, а студентам вузов – с подростками по интересным для них проектам. Вспоминаю опыт Красноярской летней школы, где студенты разных университетов – Московского, Новосибирского, Красноярского, Физтеха   – возились со школьниками, изучали с ними физику, математику, играли в футбол, по вечерам обсуждая, чем японская поэзия отличается от китайской. Это был тот опыт человеческого общения, о котором можно сотню раз прочитать в умной книжке, но который никогда не станет твоим, если не постичь его самому. NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования. Профессор. Академик РАО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте