Научно-технический прогресс – благо или зло? Что бы мы ни ответили, сможем ли мы без него обойтись? Это логичное развитие цивилизации, человеческого общества, это необходимость, это наша современная реальность, как бы мы к этому ни относились.
Елена РИЗВАНОВА, эксперт Ассоциации гуманистической психологии в образовании;Юлия ЕСАУЛЕНКО, эксперт Ассоциации классных руководителей образовательных организаций
Технический прогресс – это всегда улица с двусторонним движением. Он порождает не только огромные возможности, но и риски.Цифровизация нашего личного жизненного пространства – это, безусловно, реалии нашего времени. Новые технологии общения, обмена данными, взаимодействия с органами власти, получения различных услуг меняют нашу жизнь. Ее темп благодаря цифровым технологиям неуклонно растет. Это привлекает. Социальные сети расширяют наш круг общения. Знания становятся более доступными. Можно путешествовать по всему миру, посещать знаменитые музей и театры, не выходя из дома. Новые типы мобильных устройств (от «умных» часов до устройств виртуальной реальности), серьезные изменения в области коммуникации, новые способы обработки больших массивов данных открывают совсем иные образовательные перспективы для каждого. В этом несомненный плюс.Современные психологи и социологи в своих исследованиях выявляют, что нынешнее поколение быстрее взрослеет, легко ориентируется в Сети, но меньше читает. Его представители не воспитываются на книгах. Они любят формат коротких твитов, смс, статусов в социальных сетях. Они более замкнуты, среди них много интровертов. Многие из них видят ценность самообразования, которое можно получить, не выходя из дома. Это опасность? В какой-то степени – да. Реальный мир подменяется миром виртуальным. И бывают ситуации, когда люди (особенно молодые, подростки) теряют грань между реальным и виртуальным. Цифровой мир делает нас зависимым от него. Мы к нему привыкаем. Мы без него себя уже не представляем.С другой стороны, цифровизация – ресурс, точка роста. Цифровой формат позволяет создать новые возможности для человека, сделать их более удобными и широко доступными. А возможности эти масштабны и впечатляющи – «по сути, создают новую сферу знаний, новую среду для развития экономики и жизни» (В.В.Путин).Переход на «цифру» не остановить. Основная задача современного учителя – разобраться и понять основы происходящих процессов, систем и явлений. А затем научиться безопасно получать требуемый результат. Аналитики утверждают, что ценность цифровых решений растет, а цена на их получение снижается. Важно расставить приоритеты, обозначить цели на будущее уже сегодня.
Игнорировать цифровую трансформацию пространства нельзя – остается мыслить стратегически. На уровне школы, класса, каждого ученика.
Комментарии