Культура – понятие многозначное, и ее распространение и влияние на человеческую деятельность мы отчетливо видим, например, при изучении географии, как мировой в целом, так и своей страны в частности.
Мы живем в огромной и сложной по внутреннему устройству стране. Поэтому формирование общей культуры человека и гражданина страны, живущего как в мегаполисе, так и в небольшом поселке в глубокой провинции, неполно, а значит, ущербно без понимания многообразия культуры страны.Работа над формированием общей культуры в нашей школе происходит и на уроках, и во внеурочной деятельности. Ярче всего понимание это происходит в так называемых проектных учебных экспедициях, так как именно в них у обучающихся появляется возможность не только воочию увидеть проявления культуры человека и общества, но и перенять способ формирования тех или иных культурных ценностей. Подход к организации проектной экспедиции и некоторые формы урочной деятельности легли в прошлом году в основу десятисерийного фильма «Уроки географии», съемки которого длились целый год, а эфир состоялся осенью 2013 года на телеканалах «Моя планета» и «Россия1». Ведущим проекта стал я сам, а работали в студии и на локациях в командировках мои подопечные – ученики 7-9-х классов.Созданию сериала предшествовали некоторые события. В мае 2012 года на заседании РГО прозвучал тезис о том, что за 20 лет в России выросло «полтора поколения», не рассматривающие родную страну ни как туристический объект, ни как объект инвестиций. Для привлечения внимания подрастающего поколения и формирования у него положительного образа страны, в которой он живет, было предложено снять специальный просветительский телепроект.Процесс работы над сериалом послужил для ребят, участвовавших в съемках, инструментом формирования таких элементов общей культуры, как:- общая культура труда: работа в составе съемочной группы, ответственность за общий результат;- культура аксиологическая: в поле зрения общечеловеческие ценности;- культура антропологическая: в поле зрения человек действующий, изучающий, созидающий, творящий, изменяющий разумно или не очень;- культура информационно-семиотическая.Помимо этого, в процессе работы над проектом формируется представление о целостности мира, который не делится на учебные предметы. Более благоприятную базу для формирования межпредметных связей, а на их основе общей культуры мышления, предложить сложно. Сами ребята дали высокую оценку результатам своего труда.Сняв сериал и воплотив в нем некоторые методические фантазии (вроде прямого включения удаленного эксперта), мы поняли, что эти фантазии реализуемы в уроке, то есть, начав с урока, потом выведя его на уровень внеурочного проекта, а затем на уровень просветительского проекта федерального масштаба, мы вернулись к уроку, но на новом технологическом уровне.Иван КОЛЕЧКИН, учитель географии ДВОК «Пенаты»
Комментарии