Любой процесс обучения чему-либо кого-то имеет обратную связь: мы обязательно сами приобретаем новые знания, так как накапливается опыт, идет процесс взаимообогащения. Эта философская закономерность освещает нам достоинства и прелесть нашей работы, дает радость ощущения бесконечности совершенствования.
Прежде всего, с первых шагов моей деятельности ученики научили меня видеть глаза людей, находить в них смену чувств, оттенки переживаний, ощущать обратную связь при объяснении, и, как ни странно, я быстро научилась видеть и чувствовать то, что в разные моменты излучают дети: радость, ненависть, обиду, восхищение и многое другое. Также научили быть готовыми ко всяким неожиданностям, например, понимать, что если тебе показывают мышь и говорят, какая она прекрасная, то, преодолев себя, лучше ее погладить, чем потом обнаружить у себя в сумке.Вполне естественно, что ученики учат нас постоянно пополнять свои знания в той области науки, которую мы преподаем, овладевать современными технологиями, расширять свой кругозор, оценивать произведения художественной литературы с позиций разных возрастных групп и многому другому. Но помимо этого ученики еще и научили меня всегда быть в курсе остро стоящих проблем, опосредованно доказали необходимость разбираться в современной музыке, уметь танцевать вошедшие в моду танцы, оценивать граффити, знать новые направления в искусстве и даже читать фэнтези. Главное – они научили меня удивлять их не только тем, что я знаю наизусть некоторые отрывки из романа «Война и мир» или главы «Евгения Онегина», но и тем, что я такой же человек, как и они, а не «полный отстой», каким должен быть в их понимании учитель; хотим мы того или нет, но именно наши ученики закладывают в нашем сознании мысль о том, что, несмотря на занятость и возраст, мы должны идти в ногу со временем и еще… чуть-чуть впереди.Ученики научили меня следить за модой, мне постоянно приходится находить компромисс между новыми веяниями и своеобразием собственной фигуры; несмотря ни на что, я могу чувствовать себя, входя в класс, как будто поднимаюсь на подиум.У детей я научилась не стесняться искренности в проявлении своих чувств, это помогает мне завоевывать их доверие. А еще они убедили меня, что с юмором гораздо проще преодолевать трудности и бороться с негативом, чем орать и размахивать руками. Особенно важную роль играет общение с бывшими учениками: сами того не осознавая, они многое могут подсказать, чему стоит еще поучиться.Как и всякий человек, я не застрахована от ошибок, ученики научили меня быть самокритичной, быть благодарной им за терпимое отношение к моим недостаткам, особенностям характера и чрезмерной требовательности.С годами каждый человек постигает многие истины. Мудрость заключается в умении учиться. Я никогда не стесняюсь чему-либо учиться у своих учеников, спрашивать у них совета, особенно если речь идет о компьютерных технологиях. Мне думается, что от этого не снизится мой авторитет, так как нужно подчеркивать, что новое поколение должно быть умнее нас, более развитым, продвинутым, и тогда не будет так остро стоять проблема конфликта отцов и детей.Очень много лет назад я получила образование в одном из самых престижных высших учебных заведений, в котором преподавали замечательные ученые – люди высочайшей культуры, всесторонней компетенции в гуманитарных науках, они сделали невероятно много. Сейчас, находясь в весьма солидном возрасте, я пришла к выводу, что испытываю радость от того, что благодаря ученикам продолжаю получать высшее образование.Елена СУРГУЧЕВА, учитель русского языка и литературы школы №1246, заслуженный учитель РФ
Комментарии