Кто из нас не может похвастаться теплыми воспоминаниями из детства и юности, связанными с походом, палаткой, ночью, проведенной у костра? Радость туристического похода не чужда и современным школьникам и вполне совместима с образовательной деятельностью.
В школе №508 в рамках дополнительного образования проводятся занятия по детскому экологическому туризму.Ребята, которые занимаются в кружке «Эковестники», научились вместе преодолевать трудности переходов по местности, открывать для себя красоту природы своего края, да и просто сидеть у костра и делиться с друзьями чем-то сокровенным…Правильно организованное путешествие укрепляет здоровье человека, повышает выносливость, закаляет. И это видно по детям, которые занимаются у нас. Путешествия делают их более выносливыми, дисциплинированными, ответственными, активными, дружными. Особенно эти качества важно формировать в наш век малоподвижного образа жизни и виртуального общения. Посмотрите на наших детей! Весь день сидят перед компьютерами, телевизорами, в результате чего мы наблюдаем у них дряблость тела, вялость духа, инфантильность, хандру и усталость.Приучить себя к ежедневным физическим нагрузкам достаточно сложно. У кого-то не хватает времени, кому-то это кажется скучным занятием, а кому-то просто лень.Занятия экологическим туризмом оказывают положительное влияние на становление личности ребенка:- формируются самостоятельность, инициатива, ответственность как альтернатива зависимости;- развивается эмоциональная сфера, расширяется диапазон эмоциональных переживаний, появляется способность понимать собственные эмоциональные состояния и состояния других людей, что является основой коммуникативной компетентности;- происходит становление социальной компетентности ребенка, позволяющей эффективно действовать в жизненных ситуациях разного типа, продуктивно разрешать трудности, уметь обнаруживать дефицит собственного ресурса и находить варианты его восполнения;- формируется ценность жизни, природы.Эффективность занятий повышается при взаимодействии с учреждениями, на профессиональном уровне владеющими навыками организации туристических походов, разрабатывающих программы экологических исследований. Совместно с организаторами программы NaturaЛист мы побывали в биосферном заповеднике «Брянский лес», в экоцентре Национального парка «Смоленское поозерье». Под руководством научных работников ребята изучали особенности произрастания лесных растений в теневых условиях, наблюдали за жизнью насекомых в лесу и поле, измеряли скорость течения ручья, вели перепись птиц, ориентируясь по их пению, изучали следы животных и учились их распознавать.Многим ребятам, принявшим участие в экопоходе, полученные знания и навыки помогли в подготовке исследовательской работы из области экологии и биологии; некоторые имеют собственную программу исследования и работают с материалом непосредственно на месте.Экологический туризм – это отличная возможность для ребят, интересующихся вопросами экологии и биологии, изучать дикую природу, выдвигать гипотезы и находить их подтверждение, проектировать решение экологических проблем, получить интересный материал для исследования.Для учителя организация подобного рода практик в летний период – это возможность закрепить полученные знания по предмету на практике, научить навыкам исследовательской работы, ставить задачи и находить их решение, бережно относиться к природе, сформировать ценностное отношение к богатейшим ресурсам, которые готовит для человечества природа, у учеников.Любовь ПАНОВА,учитель биологии школы №508
Комментарии