Чемпионат по финансовой грамотности – это комплексная интерактивная технология обучения, позволяющая освоить, систематизировать и закрепить необходимые знания по финансовой грамотности через решение финансовых и коммуникативных задач и публичную защиту своих решений и оппонирование сопернику. Чемпионат по финансовой грамотности имеет соревновательный характер, в рамках чемпионата проводится четыре турнира в течение учебного года, по одному в каждой учебной четверти. Победитель определяется по наибольшей сумме баллов, набранных в каждом турнире чемпионата.
Каждый турнир чемпионата посвящен преимущественно одной теме финансовой грамотности, например, теме: «Личные (семейные) финансы. Финансовое планирование и бюджет». В каждом турнире чемпионата проводятся два вида состязаний команд: финансовые и коммуникативные бои. Предметом работы школьников в рамках финансовых боев являются задачи (кейсы) по финансовой грамотности. Финансовые бои позволяют осваивать преимущественно предметные знания и умения. Предметом работы школьников в рамках коммуникативных боев являются проблемные вопросы, связанные с ролью денег в жизни современного человека. Коммуникативные бои позволяют преимущественно строить личную позицию.
Ведет чемпионат ведущий, ему помогает помощник, обеспечивающий подсчет очков и заполнение таблицы результатов. Порядок встреч команд объявляет ведущий, который для этого пользуется расписанием (календарем) встреч участников чемпионата. Ведущий объявляет очередной поединок, дает слово командам и жюри, счетчику очков. Ведущий – важная фигура, его задача не только объявлять порядок действий, но и обеспечить понимание происходящего аудиторией. Он может кратко комментировать действия команд, жюри, шутить, не мешая при этом работе участников.
Организация финансовых боев
Финансовый бой – это лично-командное соревнование по решению задач (кейсов) по тематике финансовой грамотности, включающее в себя решение турнирной задачи (кейса) и оппонирование (анализ полноты и правильности решения задачи командой соперника). Роль оппонирования чрезвычайно велика. Именно коммуникация команд на этапе оппонирования является уникальным отличием «боя» от решения олимпиадных задач. Именно оппонирование и все то, чем оно сопровождается, превращает привычное решение задач в новую, интересную для участников интерактивную форму.
Основные правила финансовых боев:
Участники разделяются на команды. Количество игроков в каждой команде должно быть не более 9 человек. При этом выступать на соревновательной площадке могут 6 человек. Участник команды в ходе всех встреч турнира может публично выступить один раз: или в роли решателя? или в роли оппонента. Таким образом, в команде из шести человек должен выступить каждый ее член. Все команды для предварительной подготовки к турниру получают не менее восьми одинаковых задач (кейсов). Каждая команда встречается с каждой два раза в соответствии с расписанием встреч. Первый раз команда решает задачу (кейс) и докладывает свое решение, выступая в роли «команды решателей». Второй раз команда оппонирует чужому решению, выступая в роли «команды оппонентов».Команда решателей записывает решение задачи на доске или, что является более предпочтительным вариантом, представляет решение в виде заранее подготовленной презентации. После публичной защиты решения задачи (кейса) каждый член жюри выставляет команде решателей оценку. Каждый член жюри голосует индивидуально и публично, поднимая карточку с соответствующим количеством баллов. Члены жюри комментируют свои оценки после того, как бой закончен полностью, т.е. после оппонирования. После того, как жюри выставило итоговую оценку команде решателей за решение задачи, команда оппонентов задает в обязательном порядке три вопроса команде решателей. Вопросы могут быть заданы как по способу и процедуре решения задачи, так и по темам, которые затрагивает задача (кейс). Жюри коллективно принимает решение о том, какой балл будет выставлен за вопрос и ответ и озвучивает согласованное решение.Итоги финансовых боев подводятся по суммам баллов, полученных командами, как в качестве решателей и, так и в качестве оппонентов.Для обеспечения равных условий и динамики финансовых боев необходимо установить ограничения времени на все ключевые процедуры: решение задачи у доски, вопросы и ответы, выступление членов жюри, подведение итогов финансового боя. Кроме того, существует правило 30 секунд: а) на выбор командами команды решателей и команды оппонентов; б) на максимальную паузу перед вопросом, при ответе на вопрос, на совет с командой. (См. схему проведения финансовых боев)
Организация коммуникативных боев
Финансовые бои рассчитаны на решение задач, кейсов. Однако финансовая грамотность предполагает не только способность решать конкретные, в том числе и расчетные задачи, но и способность осознавать, обсуждать и подвергать критике, дорабатывать свои представления и ценностные основания принятия тех или иных решений в области финансов.
Коммуникативный бой – это лично-командное соревнование по решению проблемных вопросов финансовой грамотности, требующих личностного размышления, по развернутому выражению своей точки зрения на предмет дискуссии, по пониманию собеседника, по достраиванию под влиянием аргументов оппонента своего видения. В коммуникативном бое цель участников не психологическая победа над противником (уговорить, задавить), а взаимное продвижение в теме. Коммуникативный бой требует наличия единого для двух сторон предмета мысли, при этом, по поводу единого предмета должно быть два различных суждения. Только в этом случае может состояться коммуникативный бой.
Основные правила коммуникативных боев:
В коммуникативных боях участвуют те же команды, что и в финансовых боях. Коммуникативные бои проводятся в виде серии поединков по заранее объявленным 7-10 темам обсуждения.По каждой из тем участнику коммуникативного боя необходимо отстаивать одну из двух противоположных позиций (тоже заранее известных). Например, есть тема «Нужно ли вводить финансовые отношения в семье, между членами семьи?». В рамках этой темы есть две противоположные позиции.Позиция А: «Когда у меня будет своя семья, я буду своим детям оплачивать их домашнюю работу, потому что …».Позиция Б: «В моей семье дети ни в коем случае не будут получать денежное вознаграждение за свой домашний труд, потому что…».
В одном поединке участвуют по одному представителю от соревнующихся команд.Сцена, на которой выступают коммуниканты-дуэлянты, условно организована как ринг: цветом помечаются два угла (две стороны сцены), например, красным и зеленым. Такого же цвета будут карточки у каждого члена жюри. На сцену вызываются капитаны двух команд, по жребию один из капитанов получает право выбора темы. При этом вторая команда получает право выбора конкретной позиции в рамках выбранной темы. Капитаны вызывают по своему усмотрению (или по предварительной договоренности) на сцену коммуникантов-дуэлянтов от своих команд. Каждый представитель команды участвует только в одном поединке, кто раз выступил – превращается в болельщика и на следующий поединок выходят другие пары. Каждый выбор (темы, позиции, коммуниканта-дуэлянта) необходимо сделать за 30 секунд, иначе команде засчитывается проигрыш в данном коммуникативном бое. Поединок начинает тот, кто выбрал позицию. Он должен заявить свою позицию по теме и аргументировать ее, желательно с примерами. Противник должен ответить на выступление первого игрока, а не произносить заготовку. Далее идет ответ первого участника, новое отношение противника и т.д. Когда суммарное время поединка истечет, звучит гонг. Задача поединка – развернуть дискуссию, взаимодействие противников, а не два монолога.Продолжительность коммуникативного боя 4 минуты (по 2 минуты на каждого участника). Каждый игрок имеет свои 2 минуты, которые отсчитываются, пока игрок держит микрофон. Если он высказался и хочет передать слово противнику, то он передает ему микрофон и останавливает отсчет своего времени на шахматных часах. Оппонент получает микрофон и включает свое время. Когда игрок исчерпывает свои 2 минуты, он теряет право говорить, и ждет завершения выступления своего противника.Молчать дольше 30 секунд нельзя – это поражение и ведущий остановит поединок. В поединок никто не может вмешиваться, кроме ведущего. Для учета времени используются шахматные часы и специальный человек, отвечающий за время.Победу голосованием присуждает жюри: каждый член жюри отдает свой голос одной из команд, поднимая красную или зеленую карточку. Поднятая карточка означает 1 очко в пользу команды, выступавшей в углу этого цвета. Вторая команда автоматически получает ноль очков.Судьи оценивают выступления по трем критериям, голосуя по каждому критерию отдельно в каждом поединке, команда может набрать максимально 3 очка в одной встрече от одного судьи.
Члены жюри должны заблаговременно обсудить критерии между собой и договориться о единстве критериев:1 критерий. Содержание выступления. Оценивается смысловая глубина и логика высказываний. При этом выступление должно соответствовать теме и заданной позиции. «Непопадание» в тему или несоответствие назначенной позиции – обесценивает все выступление.2 критерий. Форма выступления, артистизм, речь.3 критерий. Работа с высказыванием оппонента (собственно коммуникативные компетентности) – «зацепление» в коммуникации.Голосование происходит последовательно по каждому критерию. Итоговый результат определяется как среднее арифметическое оценок членов жюри по каждому критерию, затем подсчитывается сумма средних оценок по каждому критерию. Итоговый результат заносится в протокол и таблицу результатов. После этого члены жюри могут прокомментировать свое решение. (См. схему проведения коммуникативных боев)
Об авторах:
Вячеслав Рудольфович Лозинг – кандидат педагогических наук, отличник народного просвещения, эксперт по дополнительному образованию АНО «Национальный центр финансовой грамотности» (г. Москва), соавтор учебно-методического комплекта по обучению финансовой грамотности детей в системе дополнительного образования, автор научных публикаций и монографий по дидактике и методике интерактивного и развивающего обучения
Денис Вячеславович Лозинг – руководитель направления «Дополнительное образование детей» АНО «Национальный центр финансовой грамотности» (г. Москва), директор компании «Кейс-игра» (г. Санкт-Петербург), соавтор учебно-методического комплекта по обучению финансовой грамотности детей в системе дополнительного образования
Комментарии