Организация экономического сотрудничества и развития обнародовала первую часть отчета по результатам Международного исследования учительского корпуса TALIS-2018. Его участниками стали 48 стран. В том числе в выборку вошли более 4000 учителей из 230 школ 14 субъектов РФ. Как свидетельствуют итоги исследования, административно-бумажная нагрузка российского учителя – одна из самых высоких среди стран-участниц TALIS, а рабочее время – одно из самых продолжительных.
Так, согласно данным отчета сумма затраченного времени на отдельные рабочие задачи, в том числе преподавание и подготовку к урокам, в России составляет 60 часов в неделю, больше только в Китае (63). Что необходимо предпринять, чтобы снизить нагрузку на учителей? Ситуацию комментирует заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова:- Во-первых, и это очевидно, необходимо реальное повышение гарантированной части оплаты труда – ставки заработной платы (оклада учителя), весомое увеличение доплаты за выполнение обязанностей классного руководителя и т. д. На сегодняшний день, когда регионы рапортуют о том, что предусмотренный Указом Президента России от 2012 года целевой показатель повышения зарплаты уже достигнут, старательно замалчивается, за счет чего достигаются такие показатели. А происходит это во многом за счет интенсификации учительского труда. Мониторинги показывают увеличение учебной нагрузки учителей до 1,7‑2 и более ставок! О каком качестве образования, о каком непрерывном повышении квалификации, росте профессионального мастерства педагогов в этой ситуации можно говорить?Во-вторых, необходимо скорейшее решение проблемы освобождения учителей от избыточной административно-бумажной работы. Общероссийский Профсоюз образования совместно с Министерством просвещения ведет целенаправленную разъяснительную работу по решению этого вопроса. Не раз предлагались совместные рекомендации регионам по сокращению бюрократической нагрузки на педагогов. В профсоюзе были подготовлены методические рекомендации «Устраняем избыточную отчетность!» для разных категорий педагогических работников, где детально прописано, какая отчетность входит в обязанности педагога, а что «навязывается» сверх нормативов. Но бумажный воз и ныне там… Видимо, без принятия соответствующих поправок к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», которые сегодня разрабатываются с участием профсоюза и Комитетом по образованию и науке Государственной Думы совместно с «Единой Россией», и в Минпросвещения, данную проблему не решить. Профсоюз, в свою очередь, продолжит изучать ситуацию с учебной нагрузкой и отчетностью учителей, чтобы эти объективные данные легли в основу наших предложений по улучшению ситуации.С полной версией национального отчета по результатам TALIS-2018 можно ознакомиться на сайте Федерального института оценки качества образования.
Комментарии