С выходом Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 №273-ФЗ лица с ограниченными возможностями здоровья могут совместно обучаться с ровесниками, таких ограничений не имеющими. Эта инклюзивная система хорошо зарекомендовала себя на Западе в качестве инструмента социальной адаптации учащихся, но вызвала вопросы как у родителей, так и у учителей. Больше всего их беспокоит вопрос о том, как инклюзивность отразится на качестве знаний и на взаимоотношениях между учащимися.
Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо вспомнить об образовательных и воспитательных целях, которые ставит школа для организации процесса обучения: сформировать разносторонне развитую и гармоничную личность учащегося. Конечно, в условиях инклюзивного обучения на плечи учителя ложится ответственность по созданию планов уроков нового типа, вовлекающих в работу учеников с ОВЗ, но при поддержке педагогического коллектива, а также при работе с информационными ресурсами, находящимися в открытом доступе сети Интернет, эта задача будет решена. В соответствии с этим качество знаний учащихся в первую очередь будет зависеть от подготовленности учителя и созданных учебных условий. Более того, нельзя оставить без внимания когнитивные теории обучения Л.С.Выготского и Ж.Пиаже, сообщающие, что дети лучше всего познают действительность, взаимодействуя между собой. В соответствии с упомянутыми теориями, обучаясь в классе, где присутствуют дети с особенностями развития, школьники будут развиваться не только интеллектуально, но и личностно. Коллективная работа в классе научит школьников прислушиваться друг к другу, исключая психологическое разделение на «таких, как я» и «других». Школьники научатся эмпатии, приобретут понимание и сочувствие к трудностям сверстников, выраженные в готовности помочь. Взаимовыручка и поддержка между одноклассниками поможет детям с ОВЗ лучше адаптироваться к социальной среде, что позволит избежать у них внутренних психологических барьеров и будет способствовать формированию здоровой самооценки и отношения к окружающему миру.Переход на инклюзивную программу обучения – ответственный шаг для администрации школы, ее педагогического состава, школьников и их родителей. Необходимо помнить, что эта программа призвана сплотить одноклассников, избавить их от коммуникативных барьеров и чувства неравенства по отношению к нуждающимся в поддержке ровесникам. Самое главное – создание школой и учителем тех благоприятных условий, которые бы обеспечили эффективное применение упомянутой инклюзивной программы.Алена РУДЕНКО, студентка
Комментарии