1 сентября заходишь в свой класс. Теперь ты не ученик, a учитель. Унять дрожь в коленках не получается. Вспоминаешь, как так же потели ладошки перед входом в класс у Иры-ученицы. Я помню, какими они – мои учителя – были разными: строгими и великодушными, требовательными и понимающими, веселыми и сдержанными. Каким же я буду учителем? Урок подготовлен, обдуман, много раз прорепетирован. Откуда же тогда эта тревога у Ирины Анатольевны, учителя? Несмотря ни на что, в первый раз входить в класс не Ирой, а Ириной Анатольевной страшно.
Раздается звонок, заходят ребята – открытые, приветливые, уверенные. В их взглядах – интерес, любопытство, доброжелательность. Они вежливо приветствуют меня улыбкой и кивком головы. Кто-то резво проходит в класс, кто-то украдкой заглядывает в аудиторию из-за двери, кто-то останавливается и бросает на меня оценивающий взгляд. Они не стараются предстать передо мной кем-то, кем не являются. Они такие, какие есть. Первый урок – урок честности: не нужно стараться изобразить строгость или доброту, играть в учителя, важно оставаться тем, кем ты являешься. И до сих пор это остается для меня – Ирины Анатольевны, учителя – главным. Но с тех пор я усвоила еще много уроков и надеюсь, что многое еще впереди.У детей есть удивительное свойство – видеть самое главное. На дополнительных занятиях с четвероклассниками мы конструировали лего-птичку, которая пела и танцевала. Ребятам нужно было не только собрать конструктор, но и «оживить» ее с помощью программы. Для детей это было маленькое чудо! Ксения и Катя, увлеченные конструированием, обратились ко мне:- Ирина Анатольевна, как нам повезло, что у нас в гимназии есть «Лего». – A еще больше нам повезло, что мы слышим, как поют наши роботы. Ведь некоторые дети не слышат…Весь класс замолчал. В их глазах промелькнуло такое глубокое понимание и осознание сказанных выше слов, что добавить было нечего. Второй урок – благодарности. Мы часто забываем, что нужно быть благодарным за все то, что у нас есть.Школа – это модель будущей взрослой жизни со всеми ее проблемами и сложностями. Казалось бы, обычная ситуация: некоторые дети пропустили занятия по болезни, а класс ушел вперед. Один говорит: «Я уже пятый раз пытаюсь понять это задание, но у меня ничего не получается, можно я его пропущу?» А другой: «Пока я не пойму это задание, дальше не пойду». Какие разные дети, какие разные взгляды пусть на маленькую, но проблему. Как часто, когда мы учились, нас постигали неудачи, мы что-то не понимали, не умели… И мы либо молча сидели и надеялись, что нас не спросят, или любой ценой пытались вникнуть, запомнить, ухватить. Третий урок – невероятного усердия, стремления и желания понять. Как это важно для взрослого человека – уметь не сдаваться, достигать, доделывать до конца, а ведь с этим мы сталкивались каждый день еще в школе. За несколько месяцев работы в гимназии я уже получила три важных урока. При этом нельзя сказать, что я не видела или не знала чего-то подобного раньше. Но когда на тебя смотрят серые, карие, голубые глаза твоих учеников, смотрят внимательно, пристально, когда глаза доверчиво распахиваются или сосредоточенно прищуриваются, когда на их лицах появляется радость или печаль, окружающий мир видится, воспринимается совсем по-другому. И я вместе с ними открываю для себя так много…Первый год работы в школе… и это только начало нашего общего пути. Теперь это мой мир. Моя жизнь связана с учениками: учу их, они учат меня. Учат видеть необычное в привычном, встречать каждый день как открытие, радоваться мелочам. Ведь это все когда-то умела Ира – ученица, и сейчас мои ученики напоминают об этом Ирине Анатольевне – учителю. Работа с детьми дает тебе, взрослому, уникальный шанс – остаться немного ребенком и учиться разумному, доброму, вечному каждый день вместе со своими учениками. – Вы задаете нам много домашней работы, это сложно, но когда мы получаем пятерки – это для нас счастье, а мы заметили, как вы любите наши успехи, наверное, это ваше счастье. Иногда дети учат замечать свое счастье.Ирина МОЖАР,учитель информатики гимназии №1518, участница конкурса МГО профсоюза «Педагогический старт»
Комментарии