В ходе реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» под руководством Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования (https://fmc.hse.ru) была создана федеральная методическая сеть.
Наталья Новожилова. Формирование финансовой грамотности школьников с помощью электронных образовательных ресурсов МЭШ
Сотрудники федерального и региональных методических центров готовят и методически поддерживают педагогов, обучающих школьников основам финансовой грамотности. Всего с конца 2016 года по начало 2018 года было обучено более 12500 педагогов, из них только в Москве прошли обучение 1511 человек. По итогам обучения педагоги разрабатывали и публично защищали методические проекты по обучению финансовой грамотности разных категорий детей. Самые лучшие проекты размещаются в банке методических разработок на сайте ФМЦ. Все материалы банка методических разработок являются открытыми и общедоступными для всех заинтересованных педагогов.
Как показало время, материалы банка пользуются большим спросом у педагогов. Во-первых, эти материалы составлены педагогами-практиками, а кто как не они лучше всего знают и понимают, что и как надо дать детям, чтобы они лучше поняли и освоили финансовые знания? Во-вторых, большое разнообразие методических материалов: сценарии уроков, внеурочных занятий, деловых и ролевых игр, кейсовых и проектных практик – позволяет практически каждому педагогу найти нужный материал.
Сейчас в банке содержится более 155 методических разработок, выполненных педагогами, проходившими обучение в федеральном и региональных методических центрах, в том числе в Архангельской и Калининградской областях, Республике Татарстан, городе Москва и др.
В первом разделе банка содержатся два электронных пособия, составленные преподавателями и методистами ФМЦ, раскрывающие принципы, методические подходы и особенности организации обучения школьников основам финансовой грамотности. Во втором разделе банка представлены методические разработки по всем содержательным областям финансовой грамотности: доходы и расходы; финансовое планирование и бюджет; личные сбережения; кредитование; инвестирование; страхование; риски и финансовая безопасность; защита прав потребителей; общие знания экономики и азы финансовой арифметики. Причем по каждой содержательной области представлены разные виды методических материалов – для разных возрастов обучающихся, начиная с младших классов и заканчивая колледжами. Например, по содержательной области «Личные сбережения» в банке представлены:
1. Квест-игра для учеников 8-9 классов «Банк и Я», разработанная Кошелевой А.В., школа № 40 г. Череповец; Мелиховой О.Л., школа № 2 г. Великий Новгород; Борзиковым С.И., школа № 8 г. Рязань; Левченко Е.В., школа № 21 г. Рязань; Толченовой И.В., школа пос. Краснофарфорный. Данную игру составители рекомендуют провести как итоговое занятие по разделу «Банковские услуги и отношения людей с банками». В разработке дано подробное описание технологии проведения игры и все дидактические задания для учащихся на каждой станции. 2. Внеклассное мероприятие – игра «Разбогатей, если сможешь» для 10-11 классов, разработанная Комиссаровой И.Ю., школа № 3 г. Беломорска, Мельник Н.Л., школа № 3 г. Беломорска, Савченковой О.Л., школа № 3 г. Беломорска, Фокиной О.Э., школа № 3 г. Печора.3. Деловая игра Банковские услуги» для 8-9 классов, разработанная Исмаиловой А.З., колледж экономики и права г. Москва; Елесиной Е.Д., «Школа на Яузе» г. Москва; Сазоновой М.Ю., школа № 1465 г. Москва; Каменской А.В., школа № 1465 г. Москва; Малущенко Е.В., школа № 1155 г. Москва; Кондрахиным К.Н., школа № 2113 г. Москва; Чернодыр П.А. ГБОУ школа № 285 г. Москва.4. Учебно-методический комплекс «Деньги. Денежные знаки» (учебная программа, методическое и дидактическое обеспечение ее реализации) для начальной школы, разработан учителями начальных классов московской школы № 1251 Ахмедовой А.Г., Буяновой Н.В., Елкиной О.Н., Киселевой Л.А., Медведевой Т.А.5. Интерактивное занятие «Путешествие за кладом, или Что такое деньги и откуда они взялись?» для начальной школы, разработано учителями начальных классов московской школы № 209 Коноваловой И.С., Шапошник В.Н., Чернышовой Е.В., Коротковой И.В.6. Сценарий урока «Банковский продукт – Вклад» для 7-8 класса, разработан Веденеевой В.В., МОУ «Данковская СОШ» г. Серпухов.7. Игра «Банки in action» для 9 класса, разработана Полехиной А.А., ГБОУ Школа № 1002 г. Москва.8. Интегрированный урок обобщения знаний и закрепления умений по теме «Банки» для 8 класса, разработанный Петровым А.Е., гимназия №1542 г. Москва.9. Учебно-методический комплекс «Тайны банковского дела», включающий: интегрированный урок (экономика + математика) для 10-11 классов, комбинированный (лабораторная работа + решение задач), родительское собрание – комбинированное (лекция + дискуссия + практикум) и квест для старшеклассников (10-11 классы). Данный комплекс разработала команда московских учителей, в составе: Антонова Л.Г. школа №41 им. Г.А. Тарана; Бояркина Э.В., школа № 1241; Бычкова Д.А., школа № 1631; Ефимова О.В., школа № 548 «Царицыно»; Кокорева Л.Д., ЦО «Технологии обучения».10. Игра «Карта или кошелёк». В игре участвуют ученики 4 класса и родители, которые исполняют роли консультантов банка. Игра может быть применена для проведения внеурочного занятия, внеклассного мероприятия с родителями, классного родительского собрания. Игра разработана педагогами образовательных организаций г. Северодвинска: Абросимовой О.М., Северодвинская прогимназия № 1; Баклановой Н.Г., СОШ № 30; Бурдыковой Л.Л, СОШ № 22; Ершовой С.Г., СОШ № 23.11. Внеурочное занятие «Валюта. Денежные единицы разных стран» для учеников начальных классов. Форма занятия: поисковое исследование. Ребята на разных этапах занятия выполняют мини проекты, работая в парах и группах сменного состава. Занятие разработали учителя начальных классов Архангельских школ: Джафарова Н.В., СШ №43; Кузнецова Е.С., СШ №73; Лисина М.А., СШ №95; Сокуренко И.А., СШ №8.12. Внеурочное занятие «Города России на денежных купюрах» для учеников начальных классов. Ребята в парах выполняют мини-исследования, работают с разными источниками информации, анализируют и сравнивают полученную информацию, результаты заносят в таблицы и самостоятельно формулируют выводы. Занятие также разработали учителя начальных классов Архангельских школ: Максимова Н.В., СШ №93; Киселева С.П., СШ №34; Наумушкина М.П., СШ №62.13. Сценарий урока «Банковские услуги. Вклады (депозиты)» для учеников 5-7 класса, разработанный Яковлевой Ю.В., школа №167 имени Маршала Л.А. Говорова г. Москва. Урок проводится по технологии «Перевернутый класс». Ребята для выполнения разных заданий пользуются ножницами, клеем, смартфонами или планшетами. Например, чтобы выполнить отдельные задания ребятам предлагается с помощью смартфонов считать QR код или пройти по ссылке на ресурс, созданный учителем специально к этому уроку.14. Урок-игра «Финансовые инструменты. Деньги» в форме викторины «Своя игра» для учащихся старших классов, разработанная Дмитриевой О.В., школа с углубленным изучением английского языка №1200 г. Москва. Данный урок представлен сценарием с подробным описанием содержания деятельности учителя и учеников на каждом этапе игры и компьютерной разработкой викторины «Своя игра». Все разработанные материалы очень технологичны, что позволяет всем заинтересованным учителям легко и без проблем использовать их в своей работе.15. Родительское собрание в начальной школе «Разговариваем с детьми о деньгах», разработанное Мхитарян О.В., школа № 236 г. Москва. Цель собрания: информирование родителей о способах формирования в семье готовности детей к разумному финансовому поведению. Для достижения поставленной цели разработчик предлагает проведение беседы, дискуссии, разбор проблемных ситуаций с родителями.16. Преподаватель московского экономико-технологического колледжа № 22 Сидоренко Н.Ю. разработала деловую игру «Валютный клиент» для обучающихся по специальности «Туризм» в учреждении СПО. Она предлагает изучать вопросы финансовой грамотности на материале профессиональной деятельности специалиста туристских услуг. Интеграция вопросов финансовой грамотности с организацией туристической деятельности, географией и экономикой туризма, информационными технологиями и финансовой безопасностью позволяют успешно формировать финансовую грамотность у обучающихся СПО. В ходе игры каждая группа выполняет разные профессиональные задачи, которые включают вопросы по финансовой грамотности.17. Урок информатики «Таблицы Excel: формулы и графики» для 10 класса, разработанный Макаровой О.Е., учителем информатики московской школы № 842 основан на решении задач на расчет простых и сложных процентов по банковским вкладам, сравнение условий по вкладам, предлагаемых разными банками и выбор оптимального решения по накоплению. Одновременно с достижением предметных результатов по информатике – закрепление умений строить таблицы и графики в Excel, проводить расчеты с помощью формул, обучающиеся также закрепляют базовые предметные знания по теме «Банки. Банковские вклады».
Мы указали далеко не весь перечень материалов по теме «Личные сбережения». По другим темам, например, «Финансовое планирование и бюджет», «Страхование», «Риски и финансовая безопасность» методических материалов в банке содержится еще больше.
Мы надеемся, что многие материалы будут полезны и интересны не только педагогам, но и родителям, которых волнуют вопросы повышения финансовой грамотности своих детей.
Об авторе
Наталья Васильевна Новожилова – Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, доцент, методист Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования
Читайте также:
Комментарии