search
main
0

​Аутисты научили нас толерантности

В сентябре 2012 года в школе №198 открылся первый в столице и стране специализированный класс для детей-аутистов на средней ступени общеобразовательной школы. Подобный опыт до того был лишь в начальной школе. Очевидно, предполагалось, что дальше дети-аутисты должны успешно адаптироваться и полностью интегрироваться в школьных коллективах. Но, увы, жизнь показала совсем другое. После «началки» аутисты чаще всего не могут устроиться в обычных школах и оказываются в социальной изоляции: либо в коррекционных учебных заведениях, либо в общеобразовательных, но на домашнем обучении. И это при том, что задачи социализации по отношению к таким детям всегда должны стоять на первом месте. 5-й «Б» класс 198-й школы, ставший пилотным проектом Департамента образования, в мае 2013 года окончил свой первый учебный год.

В количественном отношении не скажешь, что контингент учеников сильно прибавился, потому что в таком классе не может учиться больше 5-6 человек, о какой-то огромной финансовой прибавке тоже речи не идет. Пока наш класс входит в пилотный проект Департамента образования, выделяется дополнительное финансирование, но все эти деньги расходуются на обеспечение класса: покупку необходимого оборудования, научно-методическое сопровождение.Этот класс оказался нужным всей школе по другой причине. Он стал для педагогического и ученического коллектива испытанием в плане человеческих качеств: толерантности, уважения, понимания другого человека, сопричастности, сопереживания. Работа с особыми детьми – важное и интересное направление для наших педагогов, но я хочу подчеркнуть и огромное воспитательное значение такого класса для остального коллектива. Как ты общаешься? Как ты воспринимаешь человека, который не похож на тебя? Он другой, и ты должен понимать, в чем он другой, и принимать его таким, какой он есть. Это очень сложно, это, мне кажется, даже сложнее, чем научиться читать. В человеческом смысле новый маленький класс неожиданно стал опорой тех традиций, которые создавали в нашей школе много лет. Я говорю о традициях сплоченности и взаимного доверия.У нас, к счастью, стабильный педагогический коллектив, причем среди педагогов 15 выпускников нашей школы. Работают учителя с многолетним опытом и рядом молодежь, каждый год наши ребята поступают в пединституты и возвращаются к нам, такая преемственность возможна только благодаря особой атмосфере в коллективе…Когда я сама училась в школе, у меня все время было чувство страха, при том что нормально училась и даже была комсоргом. Но чувство страха не покидало меня с первого по одиннадцатый класс, а когда стала работать педагогом и директором, я решила, что дети не должны бояться, что учителя не должны приходить в школу как на каторгу. Мы делаем так, чтобы ребята понимали: рядом не просто учителя, рядом старшие товарищи, помощники, друзья, к которым можно обратиться по любому вопросу, к завучу, к директору, к любому учителю. Важно, чтобы у детей оставалось доверие к взрослому человеку. Ты взрослый, ты старше, ты умнее, ты поймешь, можно к тебе прийти и посоветоваться? Во всех делах мы вместе. В трудовом лагере вместе трудимся. И в спорте вместе. И во время генеральной уборки вместе делаем наш дом чистым и уютным.Теперь, когда вокруг столько прагматизма, когда на первое место выходят количественные и экономические показатели, наши многолетние традиции, наше отношение к школе как к семье очень трудно уберечь. Появление в коллективе маленького класса для аутистов помогает нам сплотиться, поддерживать доброту и человечность.За этот первый для них учебный год дети из нового класса привыкли к школе, подружились с учителями, показали неплохую динамику в учебе, у них складываются отношения с отдельными учениками других классов.Конечно, мы должны довести этот класс до выпуска. Я надеюсь, что в новом учебном году ребята смогут больше участвовать в общешкольных мероприятиях, больше показывать всей школе свои таланты (ведь они рисуют, поют, музицируют, читают стихи, сочиняют истории). Для этого мы будем проводить специальные вечера, конкурсы, выставки. Очень хотелось бы объединить ребят в спортивных и творческих делах.Какая поддержка нам нужна для дальнейшей работы? Прежде всего методическая и нормативно-правовая. Первый наш учебный год ясно показал, что такие дети могут успешно учиться, но для этого нужно нормативно закрепить требования к индивидуальным программам, утвердить специальные формы промежуточной и итоговой аттестации. По уровню знаний и навыков ребенок-аутист может даже опережать своих сверстников, например, показывая особые математические способности, но он скорее всего не сумеет предъявить свои знания в общепринятой форме. Потенциально такой ребенок может быть близок к научному открытию, но в силу специфики развития его может отталкивать определенный тип формулировки задания или форма стандартного теста. Считаю, что на разрешении этого противоречия нужно сосредоточить усилия научного сообщества, а Департамент образования мы просим утвердить нормативно-правовой статус подобного класса после завершения его работы в статусе пилотного проекта.Галина МИЛОСЕРДОВА, директор школы здоровья №198

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте