Чехов был бы явно удивлен. Известно, что Антон Павлович весьма сомневался, будут ли его произведения читать спустя время. Больше 100 лет прошло без него, а нынешние двенадцатилетки своим интересом к писателю удивили даже членов жюри I Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика».
На городском туре конкурса состязались 30 конкурсантов, 9 из них читали Чехова. Чеховский репертуар школьников был чрезвычайно широк: «Лошадиная фамилия», «Злой мальчик», «Глупый француз», «Забыл», «Неудача», «Размазня», «Не в духе». Особенно интересно то, что это не педагогические, а их личные предпочтения: первое условие «Живой классики» – собственный выбор школьником отрывка из своего любимого произведения. Ребята так старались передать образы писателя, что порой явно переигрывали. Но при всем их старании большей части чтецов главную чеховскую ноту взять не удалось. Писатель Анатолий Королев, член жюри, анализируя выступления конкурсантов, сказал, что исполнителям явно недоставало горькой чеховской иронии. Хотя двум победителям Антон Павлович принес удачу. Мария Мочалова из школы №1399 получила награду за очень интеллектуальное чтение, а Александр Поварницин из школы №1919 – за артистизм исполнения. Настя Коваль, читая рассказ «Дура, или Капитан в отставке», сорвала аплодисменты зала, на глазах превратившись из 12-летней девочки в настоящую базарную бабу. Неточность же попадания в суть чеховской прозы, в общем-то, объяснима: этим читателям-почитателям всего 12, поэтому им пока важен сюжет. Нам же важно, что нынешние компьютерные мальчики и девочки находят интерес в хорошей литературе, тянутся к классике. Кстати, в том числе и к современной. «Живая классика» понимает классику довольно широко, дает возможность читать также и качественную современную прозу. Школьникам явно лучше удавалось чтение авторов более близкого к ним века.Итак, конкурс доказал, что слухи о том, что растет нечитающее поколение, явно преувеличены. Об этом говорят даже цифры: в конкурсе участвовали 2 миллиона 6-классников.
Комментарии