В прошлом учебном году мы начали эксперимент – организовали занятия по цифровой грамотности для учеников 5-8 классов. Вскоре мы поняли, что эту внеурочную деятельность необходимо перевести в дистанционную форму. Причин было две…
… – отсутствие кабинетов для очных встреч и неудачная попытка охватить 100% учащихся занятиями по субботам ввиду того, что лицей не является школой микрорайона. У нас учатся ребята со всех уголков города, и встречаться на пару занятий в неделю очно не совсем удобно, поскольку придется выкроить в расписании несколько часов, оставить дом/работу, преодолеть пробки, наконец. А мы ценим время, которое семья может провести вместе.
В лицее уже был опыт работы с цифровыми сервисами. В процессе обучения в качестве платформы для проведения занятий большая часть педагогов выбрала одну из социальных сетей, меньшая – виртуальную записную книжку класса (Microsoft ClassNotebook). Однако в середине учебного года мы пришли к выводу, что в социальных сетях неделовая манера общения, отсутствие конфиденциальности, незащищенность от комментариев одноклассников и попытки копирования чужих ответов вмешиваются в наш виртуальный образовательно-воспитательный процесс. В итоге было решено перейти на виртуальную записную книжку.
На тот момент я сама мало была знакома с Microsoft ClassNotebook. Я знала, что приложение находится в облаке и подходит для совместной работы, а все необходимые файлы будут всегда под рукой. Но мои попытки разобраться в том, как все устроено, не давали результата. Тогда я подумала, что, быть может, кто-то из коллег так же, как и я, хочет освоить записную книжку, но не может приступить? Чтобы было проще разобраться самой, я решила собрать группу преподавателей при условии, что они будут моим «классом», а я – их учителем. Так стартовала наша Лаборатория по освоению новых технологий, а вместе с ней и внеурочная деятельность.
В группе первооткрывателей нас было семеро. На сегодняшний день через лабораторию прошли 4 группы учителей, в которых работало 43 человека.
На организационном этапе я создала виртуальную записную книжку класса, в которой постепенно оказались все педагоги. По окончании работы каждый из участников группы оставался в книжке и мог обращаться при необходимости к ее содержимому, пользоваться идеями других групп, копировать задания и т.д.
Для удобства я изначально оставила только нужное количество разделов у каждого «учащегося» и сразу переименовала библиотеку, присвоив ей для простоты восприятия название «Всё тут». На сегодняшний день в библиотеке уже лежат 28 сценариев готовых занятий.
У каждого «учащегося» было создано 3 раздела: домашнее задание, «Есть идея!» и зачет. Мы сразу договорились, что если по пути будут возникать идеи (а они были), то мы смело кидаем их в раздел «Есть идея!».
На втором занятии мы опробовали работу со звуком, записав аудиосекреты о себе и выложив их уже в разделе с домашним заданием. Мы договорились, что начало и конец наших секретов будут одинаковыми, но, безусловно, интереснее всего было слушать середину, которую иллюстрировали даже снимки из семейных фотоархивов, которые «ученики» также добавили в раздел. Оказалось, что мы столько не знали друг о друге!
Предпоследнее задание в первой группе было подсказано одной из участниц Лаборатории, которая любит вести чек-листы. Каждый из учителей распечатал себе список заданий по интересующей теме и приступил к выполнению, а спустя 7 дней фото результатов было опубликовано в пространстве совместного доступа, и все увидели, какие мы целеустремленные и организованные. Великое множество подобных чек-листов по самым разным темам сейчас можно найти в открытом доступе в интернете.
К концу апреля мы подошли к финишной прямой, и участников лаборатории ждало творческое задание и зачет. Задание состояло в том, чтобы оформить список из 5 последовательных занятий, которые было бы легко и интересно выполнять, причем по любому из направлений внеурочной деятельности с использованием понравившихся форм/ресурсов/инструментов.
По окончании работы первой группы я сразу же набрала вторую. В ней было уже 10 участников, которые на первом этапе просто «бродили» по заданиям предыдущей группы и уже примерно представляли формат курса и возможности записной книжки.
«Фишкой» второй группы стало планирование путешествия своей мечты. Кто не мечтает об отпуске? А мы мечтали о нем с помощью ресурсов по продаже билетов, бронированию гостиниц и экскурсий, то есть, совершенно прагматически. Мои «ученики»-учителя в двух словах описывали в домашнем задании, куда бы они хотели отправиться и почему, а после этого прикладывали скриншоты, исходя из которых мне было видно, что они уже все спланировали: подобрали авиабилеты, нашли отели и подходящие экскурсии. Было здорово виртуально помечтать о Японии, Австралии, Финляндии и других странах. И я уверена, что, загоревшись и подробно визуализировав свои идеи, многие попробуют воплотить их в реальности.
На самом деле любые облачные технологии – это инструментарий без границ и рамок. Здесь все решает исключительно педагогическая фантазия. В нашем случае учителя нашли применение Microsoft ClassNotebook даже при подготовке старшеклассников к экзаменам. Сейчас мне кажется, что в условиях работы без учительской, она стала для нас местом встречи, нашим виртуальным кабинетом, где мы отбрасываем усталость и забываем о рутине.
Сегодня в нашем лицее многие учителя применяют записную книжку по самым разным направлениям: ведут внеурочную деятельность, готовят к экзаменам, придумывают креативные форматы проведения занятий. Например, Николай Евгеньевич, наш директор, полностью перестроил свои подходы к преподаванию истории. Лекции, интересные случаи, даты и артефакты – все это ученики изучают дома, чтобы на уроке иметь возможность вести диалог, спорить, играть главную роль. Те, кто уже глубоко и уверенно пользуются облачными технологиями, даже перенесли туда контрольные и журнал успеваемости: тестируем, проверяем, здесь же выставляем отметки. По самым разным предметам оформляем инфографику, ментальные карты, обложки книг – пожалуй, получится слишком длинно, если все перечислить.
Мы уже «побывали» в Португалии, Шотландии, США, Бразилии, Аргентине, Хорватии, на Тайване. И это не просто слова, у нас есть доказательства – отметки на карте, сертификаты, виртуальные мили. А одно наше недавнее виртуальное путешествие и вовсе оставило неизгладимый реальный след: мы узнали, что можно послать открытки на Южный полюс, смастерили их и отправили, а через два месяца они вернулись каждому на его домашний адрес. На конверте красовалась отметка о том, что письма побывали в Антарктике!
Все самое классное, что случается в школе, конечно, происходит очно, но, если подобрать верное соотношение реального и виртуального, может получиться нечто совершенно незабываемое.
Об авторе:
Анна Вячеславовна Малкова – учитель иностранного языка и заместитель директора по воспитательной работе МОАУ «Лицей информационных технологий №28» г. Кирова
________________________________________________________
Microsoft многие годы успешно работает с образовательными организациями всех уровней, в том числе с организациями общего образования по всему миру. С 2014 года в России реализуется программа «Реформатика», направленная на разработку и использование инновационных моделей работы школы, в которой цифровые технологии являются неотъемлемой частью деятельности образовательной организации. Подробнее о программе можно узнать в книге «Реформатика. Инструменты и сценарии», а также по адресу k12casa@microsoft.com.
Публикуется на правах рекламы
Комментарии