Компьютерные технологии действительно помогают, если учитель четко понимает, с какой целью он их использует, для решения каких педагогических задач и какие сложные аспекты в освоении материала могут быть проработаны с их помощью быстрее или глубже.
На повестке дня несколько трендов развития математического образования. Многие из них находятся в прямой зависимости от национальных систем образования и проблем, стоящих перед ними.
В то же время для инклюзивного обучения независимо от национальных особенностей важна диагностика учеников и обучение педагогов способам работы с детьми с различными особенностями.
Для тех классов, где много детей-мигрантов, важны исследования о том, как соотносятся математика и обучение языкам, а также результаты исследований, которые говорят о том, что в такой ситуации важно максимально использовать наглядные пособия.
Цифровые инструменты, они проникли в современную жизнь на всех уровнях, и поэтому школам нужно опираться на данные о том, как их использовать максимально эффективно, для углубления понимания, а не «для галочки». Скажем, 3D-принтеры, технологии дополненной и виртуальной реальности постепенно начинают проникать на уроки математики, и они могут открыть множество возможностей. Двумерный график функции уже можно представить и в виде трехмерного объекта. Скорее всего, эти технологии станут привычной опорой в обучении уже в самом ближайшем будущем.
Мне часто задают вопрос: а станет ли образование эффективнее от применения технологий? По данным метаисследований, о которых мне известно, для повышения образовательных результатов наиболее эффективно сочетание традиционного подхода и применения новейших технологий.
Конечно, при внедрении технологий в образовательный процесс в первую очередь требуется принимать во внимание и ситуацию в конкретном классе, потребности учеников и педагога. Хороший учитель, по моему опыту, ищет самые разные способы поддержки детей в освоении такого увлекательного предмета, как математика, и технологии, безусловно, могут помочь в различных аспектах, но их использование не является панацеей или исключительной гарантией успеха.
Компьютер, планшет или специальное оборудование действительно помогают, если учитель четко понимает, с какой целью он их использует, для решения каких педагогических задач, какие сложные аспекты в освоении материала могут быть освоены с их помощью быстрее или глубже.
Например, я участвовала в проекте «Мультимодальное обучение алгебре», где мы разрабатывали способы использования компьютерных технологий для обучения алгебраическим понятиям через движение в пространстве. С самого начала в создание этой технологии были вовлечены и разработчики, и учителя, и это помогло осознать ограничения с той и другой стороны и постараться создать действительно мощный инструмент, который бы помогал педагогу. Работа почти закончена, но мы еще проводим исследования, которые бы позволили нам дать все необходимые рекомендации для его использования на уроках.
Именно поэтому, на мой взгляд, так важны результаты исследований, которые изучают конкретные технологии: насколько те применимы или эффективны для заявленных целей, что говорят дети, что говорят учителя, каковы образовательные результаты, видим ли мы, что экономится время или появляются возможности для углубленного освоения тем, или, может быть, есть определенная группа учащихся, для которых эта технология может кардинально улучшить ситуацию в классе. Такого рода знания могут быть чрезвычайно полезны учителям. Для разных математических понятий применимы технологии совершенно разного рода, и, говоря о технологиях в математическом образовании, не стоит представлять себе компьютер, на котором решаются те же задачи, что в и бумажном учебнике.
Вообще у исследователей образования, как и у тех, кто принимает решения о стратегии развития образования, нет единого определения эффективности. Натаскивание на решение уравнений определенного типа, действительно, приведет к тому, что ученик будет быстро их решать и получать за них хорошие отметки. Будет ли он при этом видеть смысл в этих операциях? Сможет ли применять в реальной жизни? Как он сможет сочетать это с творческим, гибким подходом к решению математических задач? Как будет работать с математическими моделями?
Вопросов много, и мы найдем ответы с большей вероятностью, если педагоги, психологи, математики и разработчики технологий будут работать совместно.
Об авторе:
Ангелика Бикнер-Асбас – доктор наук, профессор Бременского университета (Германия), член программного комитета конференции «Психология и технологии в математическом образовании» (организована Яндексом и Международным обществом исследователей в области психологии математического образования (PME), прошла в Москве 18-21 марта)
Комментарии