Гиперопека, бесконечные нотации, доминирование, приказной тон – авторитарные родители считают это нормальными методами воспитания. Но ребенку очень трудно находиться рядом с такими взрослыми: он испытывает массу эмоций, однако боится их проявлять.
Ведь в моменты нахлынувших слез вместо теплых слов и поддерживающих объятий родителя в лучшем случае он услышит от отца/матери: «Что разревелся? Ну-ка сейчас же прекрати, а то я тебе покажу, почему нужно плакать!»
Плюс постоянный контроль поведения: «Не там сел, не там встал. Туда не ходи, здесь не играй. С этими не дружи, ни с кем не общайся, сиди дома, учи уроки», – и это не весь список ограничений и запретов такого родителя.
Родители не прекращают читать бесконечные нотации, не вдаваясь в суть вопроса и не разбираясь в ситуации. Они не спрашивают ребенка, не учитывают его мнение, не рассматривают его точку зрения. Воспитательный процесс превращается в вечное морализирование и положение долженствования: «Ты нам должен за то, что мы тебя родили/воспитали/учили/вырастили. Ты должен любить нас за то, что мы твои родители. Ты должен нам…»
В этот момент в детско-родительских отношениях возникает острый конфликт двух собственников, точнее одного – родителя. У психологов есть масса примеров из практики, когда родители обращаются за психологической помощью с запросами: «Как сделать так, чтобы он меня всегда слушался?», «Она всегда делает мне назло, наперекор тому, что я говорю» и т.д.
Авторитарные родители не осознают, что борются на самом деле с собой, а не с ребенком. Они борются с тем, образ кого сами вложили в свое дитя, с тем, что вылепили своими собственными руками. В то время как другие, не такие авторитарные папы и мамы не лепят, а растят, не вкладывают, а предоставляют возможность самостоятельно расти и развиваться личности своих мальчиков и девочек.
Конечно, большинство авторитарных пап и мам занимают такую позицию, руководствуясь лучшими чувствами к своим чадам. Они хотят быть авторитетами для детей, пользоваться их расположением и уважением. Они подменяют в своем мировоззрении послушание подчинением, уважение – страхом. Стараются добиться одного, но получают совсем другое.
Попытки подчинить ребенка рождают в нем непослушание и желание противостоять, попытки навязать уважение вызывают сомнения в компетентности родителя, страх за себя.
Эмоциональная инфантильность, тяжесть в общении с окружающими, безвольность или чрезмерная своевольность и всемерный контроль – основные черты людей, воспитанных авторитарными родителями.
Как избежать подобной ситуации? Советы авторитарным родителям:
– Старайтесь учитывать чувства ребенка, его желания, волнения и переживания. Ставьте себя на его место.
– Предлагайте, а не распоряжайтесь.
– Говорите с ребенком с эмоциональной теплотой в голосе.
– Ставьте запреты и ограничения, понятные для ребенка, объясняйте свои решения.
– При любых порицаниях не адресуйте их к личности ребенка, только к поступкам.
Об авторе:
Алексей Токарев – психолог московского семейного центра «Зюзино»
Фото из архива автора
Комментарии