search
main
0

​Александр КОНДАКОВ, генеральный директор издательства «Просвещение», руководитель группы разработчиков новых ФГОС для общеобразовательных школ:

– Дискуссии о педобразовании, насколько я помню, длятся на протяжении лет 15. Звучат разные мнения, вплоть до закрытия педвузов, их перепрофилирования или присоединения к классическим университетам. Думаю, главная проблема кроется в том, что педвузы не совсем правильно позиционированы в системе образования. Они привыкли считать себя стержнем системы, а это, на мой взгляд, неверно.

Основная миссия педобразования – создавать условия для реализации образовательных программ, то есть готовить учителя, способного реализовать новый образовательный стандарт. К сожалению, система педобразования с этой задачей пока что не совсем  справляется. Я говорил и продолжаю говорить, что было ошибкой разрабатывать стандарты для общеобразовательных школ и стандарты педобразования в отрыве друг от друга. Так уж получилось, что первоначально стандарты педобразования не были нацелены на выполнение своей главной задачи. Если же говорить быть или не быть педвузам, то здесь возможны разные модели подготовки учителя. Однако, на мой взгляд, предложение  о том, чтобы готовить учителей в стенах классических университетов, несет в себе некие риски. Школьный предмет «Физика», «Биология», «История» Или «География» – это не наука, а в первую очередь школьная дисциплина, выполняющая определенную мировоззренческую воспитательную и содержательную функцию. И потому подготовка учителя должна строиться исходя из задач школьного образования. Это научно-методическая конструкция, которая требует специальной подготовки, главная миссия учителя не просто передать знания по своему предмету, а сформировать мировоззрение учащегося. Поэтому я  бы не торопился  с разрушением системы педобразования. То, что она находится в плачевном состоянии, не значит, что ее надо вообще уничтожить. Система педобразования требует реформирования и приведения  ее в соответствие с целями и задачами стандартов для общеобразовательной школы. До сих пор педвузы не отреагировали на проблематику профильной школы, на новые стандарты начальной школы, на современные системы оценивания. Я уже не говорю о воспитании и социализации подрастающего поколения.Если же говорить о Самарском филиале Московского городского педуниверситета, то  именно это  учебное заведение послужило площадкой  обсуждения  стандартов начальной, а потом средней и старшей школы. Я с большим уважением отношусь к той работе, которую ведут Виктор Васильевич Рябов и Александр Геннадиевич Кутузов. И вообще при всем том колоссальном комплексе проблем, которые есть в педобразовании, необходимо взвешенно подходить к его реформированию, нужна совместная работа как на федеральном, так и региональном уровне. И опять же все решения нужно принимать в индивидуальном порядке. Педвуз педвузу рознь, то же самое можно сказать и в отношении филиалов. Самарский филиал МГПУ  – пример эффективной работы, когда вуз становится центром передового педагогического опыта.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте