Ознакомившись с возможностями программной среды «Живая математика», я пришла к выводу, что надо использовать их при обучении учащихся решению задач с параметрами. Не секрет, что именно такие задания (уровень С5 на ЕГЭ) крепкий орешек для многих учащихся.
Статические или динамические чертежи намного облегчают процесс объяснения, делают его более быстрым в построении графиков и понятным на этапе иллюстрации их движения. Почти десятилетний опыт преподавания в старших классах убедил меня в том, что надо смело браться за задачи с параметром и давать возможность учащимся проявлять свои нестандартные идеи при решении. Но чем раньше мы, учителя, станем это делать, тем свободнее и увереннее будут чувствовать себя наши ученики.На новую ступень можно поставить объяснение материала по стереометрии – динамические чертежи (уровень С2 на ЕГЭ) к задачам, интерактивные модели должны изменить негативное отношение учащихся к геометрии в целом. Кризис в изучении геометрии наблюдается уже давно, остановить его, на мой взгляд, поможет подобная визуализация.Я глубоко убеждена в том, что этот самый длительный этап формального обучения пройдет интересно и неформально, если не оставаться в рамках школьного учебника, а постоянно расширять горизонт познаваемого. Презентации, выход на уроке на нужный сайт в Интернете, поиск интересной информации при подготовке к уроку – вот составляющие современного урока в нашей школе.Как традиционно проходит урок математики? Доска – тетрадь – учебник… Эмоции, чувства – это не про нас, математиков. Наш учебник 10-го класса по алгебре одна сплошная теория и методы решения задач, по крупицам выуживаешь из него информацию о прикладном значении тригонометрии или производной. Такого объема теоретического материала, который предлагается для изучения и запоминания в тригонометрии, нет ни в одном разделе школьного курса алгебры и начал анализа. Учащиеся традиционно относятся к этому разделу негативно. К числу немногих относятся те, кто любит математику, чувствует ее красоту и не спрашивает, а зачем все это, к чему это применить. Большинство – те, кто просто выполняет то, что им задают, чтобы не получить плохую оценку, – считает, что прикладное значение математики – это получить знания, достаточные для успешной сдачи ЕГЭ, и поступить в вуз (поступить и забыть).Я твердо уверена в том, что надо обязательно рассказывать учащимся на первых уроках о прикладном значении изучаемого раздела, об интересных исторических фактах, связанных с ним, о тех открытиях, которые служили импульсом к его развитию, говорить о том, как применяются полученные ими знания в области элементарной математики в решении задач высшей математики. Я всегда стараюсь привлечь внимание, заинтересовать учащихся бонусными рассказами «Неизвестное об известном», ведь главное в математике – понимание, а не навыки.Провести урок в виде презентации стало возможно с появлением мультимедийных средств. Основная цель такого моего урока «Тригонометрия – это просто и понятно» (festival.1september.ru/articles/598535) – показать прикладное значение тригонометрии в различных сферах деятельности человека. Приведенные примеры помогут учащимся увидеть связь этого раздела математики с другими предметами, изучаемыми в школе. Содержание этого урока – элемент профессиональной подготовки учащихся к соответствующим областям деятельности после окончания школы.Рассказать новое о, казалось бы, давно известном факте, показать логическую связь между тем, что уже знаем, и тем, что предстоит изучить, немного приоткрыть дверь и заглянуть за рамки школьной программы, необычные задачи, связь с событиями сегодняшнего дня – вот те приемы, которые я использую для достижения поставленных целей на уроке. Ведь школьная математика как предмет способствует не столько обучению, сколько развитию личности, ее мышления, культуры.Татьяна САФОНОВА, учитель математики ЦО №1158
Комментарии