В 1938 году Антон Семенович Макаренко сформулировал 17 тем, которые можно считать гранями единой системы школьного воспитания. Он не сводил суть воспитания только к труду, считая его важной, но лишь одной из ступенек: «Труд без идущего рядом нравственного воспитания – нейтральный процесс». Он доказывал, что нет «беспризорной» педагогики, детдомовской или сиротской, а есть одна общечеловеческая. Прославленный педагог, известный писатель решил пойти на хлопотную должность директора общеобразовательной школы, чтобы доказать это. Но не успел осуществить задуманное, развить обозначенные 17 тем подробно, вскоре умер.
У великих людей, если им повезет, бывают продолжатели, те, кто их идеи оживляет и осуществляет в новых условиях. Прошло много лет. В 1960 году директор школы из Уфы Яков Левин был делегатом Всероссийского съезда учителей. Там он встретился с вдовой педагога. Галина Стафиевна попросила: «Вы в своей школе реализовали многое из того, о чем мечтал, но не успел сделать Антон Семенович. Пожалуйста, расскажите об этом». 39 лет ушло на воплощение принципов педагогики Макаренко в школьную действительность в разных регионах страны и на обобщение опыта, в результате в 1999 году появилась книга Якова Левина «17 уроков школьного воспитания». Ныне журнал «Воспитание школьников» печатает все ее главы. Идеи Макаренко оказались и сегодня остро актуальными. Педагогическая поэма продолжается.
Комментарии