search
main
0

Школа с перспективой

Детская вселенная в карельском поселке

Залог выживания сельской школы – стать незаменимой в жизни детей и их ближайшего взрослого окружения. Сделать так, чтобы о работе школы знали родители, бабушки, дедушки. В школе должны работать секции и кружки, а ребячьи газеты и эфиры должны ждать не только одноклассники, но и весь поселок. Мечта, скажете? Именно так живет нововилговская средняя школа №3 Прионежского района Карелии, которой четвертый год руководит Анюта Анатольевна Корнева. У школы есть собственное телевидение, радийные эфиры транслируются по всей школе, а ученики тренируются, участвуют в самых разных конкурсах и знают, что такое Интернет. Для сельской школы, согласитесь, весьма выигрышное сочетание. Да и сама школа – двухэтажное здание белого кирпича – радует глаз своей основательностью.

– Анюта Анатольевна, расскажите, чем заняты ученики помимо уроков?

– В школе работают секции волейбола, баскетбола, художественной гимнастики, спортивной составляющей нашей работы гордимся особенно. Мы участвуем во всех возможных спортивных соревнованиях, которые проводятся в республике. Ребята показывают высокие результаты. Этого удается достичь за счет подготовки, которую проводит тренерский состав из числа учителей физкультуры. Желание и мотивация детей вместе с учителями – вот наш рецепт успеха. Победы особенно заметны на уровне района, в котором мы по праву считаемся самой спортивной школой. Самбо, тайский бокс – это те направления, которые интересуют родителей и которые мы планируем развивать. Энергии спорт­сменов хватает и на участие в других направлениях работы школы. Например, учитель физкультуры возглавляет и волонтерское движение.

– В школе есть вторая смена?

– Занимаемся только в первую смену, учимся пять дней в неделю. Количество мест, которое можем себе позволить, – 393. Сейчас в школе учатся 320 детей. Мы рассчитали, что в ближайшие пять лет у нас не будет слишком сильного прироста детей. Например, у нас в 9‑м классе 24 ученика. Хорошо, если в 10‑й класс из них придут 10‑12 человек. Остальные ребята поступят в петрозаводские колледжи и техникумы, мы рядом с городом находимся.

– Анюта Анатольевна, знаю, что вы работали в администрации Пряжинского района на должности начальника отдела образования…

– Да, с 2004 года я работала в администрации района, четвертый год руковожу школой и рада этому, поскольку моя работа со школы и начиналась. У меня несколько профессий: начинала работать музыкальным работником в детском саду, затем пионервожатой в школе, учителем начальных классов, далее учителем истории и обществознания.

– Как складывается кадровая политика школы?

– Распределение отменили, поэтому в школе всегда есть вакансии. И это несмотря на то что мы находимся рядом с Петрозаводском… В этом году мы не участвуем в программе «Земский учитель», хотя о ней знаем. Вакансии иногда у нас спонтанно возникают и так же быстро закрываются.

– Наверное, вы не раз сравнивали жизнь и работу в городе и в сельской местности?

– По моему опыту, работала я и в городе, проще на селе. Я думала о том, с чем это связано. Точно не скажу, но замечаю, что дети здесь добрые, мягкие. Может, это связано с другим образом жизни, с тем, что в деревне все друг друга знают и иначе относятся. В городе можно пройти мимо и не поздороваться. Здесь и в школе, и в поселке здороваются, естественно, все, и учителей знают все. Половина нашего коллектива, между прочим, живет в Петрозаводске, и каждый день коллеги приезжают на работу. У нас есть учитель, который работает в школе уже 22 года. И это несмотря на то что добирается из отдаленного городского района.

– Знаю, что школа успешна с точки зрения применения информационных технологий.

– Нам удалось развить и приумножить то, что было сделано. Всю информацию мы размещаем на сайте школы, у нас в социальной сети есть собственная группа. Страничку мы открыли только осенью, но активно развиваем этот ресурс, поскольку поняли, что сайта явно недостаточно. К тому же в соцсетях сидят все, поэтому мы обсудили с коллективом ситуацию и приняли решение об этом. Это не затратно, учителя уже привыкли, что по каждому событию они отчитываются, присылают фотографии. Для меня важно, чтобы о нашей работе знали в первую очередь родители – главный субъект образовательной деятельности.

– Какие направления работы еще есть в школе?

– У нас развито волонтерское движение, ему больше 10 лет. Меняется состав участников, каждый год приносит новую тему, вокруг которой объединяются взрослые и дети. У нас есть праздники, которые проходят в школе каждый год. Самый грандиозный – это 9 Мая, когда мы поздравляем всех сопричастных, проводим митинг, организуем и участвуем в шествии Бессмертного полка. Любое событие, встреча не проходят без помощников из числа волонтеров. Особенно активен 11‑й класс, где я веду историю и обществознание, являюсь классным руководителем. В этом году мы вступили в Российское движение школьников. Благодаря этой инициативе возможностей для самореализации у детей прибавилось.

– Если бы в вашей власти было помочь в развитии сельских школ, что бы вы выбрали и сделали для негородских образовательных организаций?

– Я считаю, что сельская школа нужна России. А для этого необходимо сохранить село, государству – создать постиндустриальную деревню. Например, развивать сельское хозяйство, заинтересовать людей, чтобы они остались жить в деревне. Второе, на мой взгляд, – необходимо внести коррективы в Закон «Об образовании в РФ» и другие нормативные акты, чтобы понятие «сельская школа» было юридически оформлено. Как только это произойдет, на развитие сельской школы пойдет финансирование, которое просто необходимо для создания условий, требующихся для успешного образовательного процесса. Сельская школа должна научить ребенка адаптироваться в социальной среде. Встает вопрос: где взять финансирование? Считаю, школа должна определиться, по каким направлениям она будет развиваться, и в дальнейшем иметь возможность принять участие в реализации различных государственных проектов. Сельская школа должна быть очень тесно связана с социумом, только благодаря такому сотрудничеству и взаимодействию возможно развитие. Есть множество проблем, с которыми школа сталкивается: демографическая, состояние кадрового потенциала. В их решении без помощи государства и тех людей, кто живет на селе, здесь не обойтись. В наше время мы можем многое сделать. Например, что касается кадров, привлекать молодых специалистов, при этом стимулируя их материально, создать возможность дистанционного обучения – это реально при наличии условий. Я надеюсь, что сельская школа будет жить. И все, что зависит от нас, мы для этого сделаем.

Мария ГОЛУБЕВА, Прионежье, фото автора

Комментарий эксперта

Зинаида ЕФЛОВА, к. п. н., исполнительный директор Ассоциации сельских школ Республики Карелия:
– Школа в Новой Вилге – это та образовательная организация, в которой, например, мягко прошел период адаптации нового директора к коллективу. Коллеги Анюты Корневой сохранили желание работать, развиваться и, к счастью, продолжать то важное, что в школе работало и раньше. Например, в проект по информатизации, когда министром образования Карелии была Галина Разбивная, школа включилась одной из первых. Тогда в Карелии появились информационно-методические центры. Это было по-настоящему круто! Информатизация проходит на новом уровне – с использованием новых ресурсов. Выстроено у школы и сетевое взаимодействие с ПетрГУ, Эколого-биологическим центром имени Кима Андреева. Сотрудничество со Школьной лигой РОСНАНО в части образовательной программы – особая страница развития школы. Здесь познавательные технологии используются и для уроков, и для внеурочной деятельности школьников. В итоге школа имеет интересную программу, собственные рабочие СМИ – телевидение, радио и газету, спортивные секции, стабильный, увлеченный коллектив и директора, который советуется с коллегами.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте