search
main
0

Птица с одним крылом

Обучение без воспитания

Поправка к Закону «Об образовании в РФ», уточняющая понятие «воспитание», внесенная в Госдуму президентом страны В.В.Путиным, очень своевременна. Предложение, надеюсь, будет поддержано новыми программами, формами и методами воспитательной работы в современных условиях, направленными на развитие личности, формирование гражданственности, уважения к человеку труда, бережного отношения к национальным традициям.

Невольно в связи с этим вспоминаю первые шаги на ниве воспитания в конце шестидесятых вожатым уличного отряда с подростками по месту жительства, в пионерском лагере, походы нашей юнармейской дивизии по местам боевой и трудовой славы родного края. Представить тогда обучение без воспитания было невозможно, это все равно что птица с одним крылом. Мы верили в благородные идеи социальной справедливости. Желание сделать будущий мир справедливым и счастливым поддерживали у молодежи массовые общественно-политические объединения – пионерская и комсомольская организации.

К сожалению, эти идеи, как и герои, на которых стремились тогда быть похожими молодые люди, исчезли. Не осталось больше никаких целей, никакой другой идеи, кроме желания быть богатым, успешным и знаменитым.

Анализируя свое 29‑летнее пребывание в должности директора техникума, существовавшего при нем профтехучилища, а потом и филиала вуза, с радостью отмечаю, что изначальная запрограммированность на нравственные ориентиры стала своеобразным гарантом профессиональной устойчивости выпускников в непростое время. Педагоги, постоянно совершенствуя профессиональную подготовку студентов, все-таки основное внимание уделяли становлению зрелой и ответственной личности. Об этом человекосозидательном образовательном процессе мне удалось рассказать в книгах и учебных пособиях «Учимся вместе», «Урок. Каким ему быть», «Увлекательный менеджмент», «Любовью зажигать сердца» и других. Поиск нового, стремление к идеалу позволили внедрить и постоянно совершенствовать живую педагогику, улавливающую дыхание жизни, гибкую и демократичную.

Возможности творческого развития успешно реализовывались в таких социальных проектах, как «Воспитание историей», «Обогащение культурой», «Семья – опора государства». Важное требование живой педагогики – обучение в работе, в действии на базе учебно-производственного магазина «Надежды Меркурия», в постоянно действующем студенческом торговом отряде, учебной фирме.

Радует, что ныне, как отмечают социологи, знания, широта кругозора, богатство духовных запросов вновь приобретают значение ведущих жизненных ориентиров. Разрушительное потребительское воспитание показало свою несостоятельность.

Что же можно и нужно сделать в настоящее время для улучшения воспитательной работы, повышения ее эффективности?

Всем, кто работает с подрастающим поколением, очень важно помнить, что педагогика начинается с любви. Вот как отвечает на этот вопрос в предисловии к своей книге «Сердце отдаю детям» выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский: «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям».

К огромному сожалению, от учителя нередко еще можно услышать раздраженное высказывание, что он не обязан любить учеников, он любит своих детей. Вызывает недоумение и название книги и одноименной радиопередачи педагога Димы Зицера «Любить нельзя. Воспитывать». Возможно ли такое?

Во многом, видимо, и по этой причине в учебных заведениях нередко процветают формализм, безразличие, неуважительное отношение к ребенку.

В конце учебного года был просто поражен увиденным порядком определения в начальной школе итоговых оценок. Рядом с цифрой «5», например, в скобках стоит уточняющая – «4,75», «4,96». Какая удивительная точность подсчета усилий ребенка! Надвигающаяся цифровизация образования уже в действии. Эту работу, конечно, искусственный интеллект выполнит лучше и быстрее учителя. Но зачем? Тот же Сухомлинский вообще не выставлял плохих оценок, и родители знали, что если в дневнике нет отметок, значит, что-то неладно, надо поговорить с учителем.

Больше внимания необходимо по примеру Финляндии уделить дополнительным занятиям в школах, кружкам «самовыражения» – музыкальным, художественным, спортивным, желательно тоже, как у них, бесплатным. Школа не должна пустовать вторую половину дня, если занятия идут только в одну смену.

Школа не существует сама по себе, она вписана в общую государственную структуру. И все нынешние проблемы и болевые точки общества – огромный разрыв в уровне доходов населения, бедность, отсутствие работы и социальных лифтов для молодежи, неравные стартовые возможности, коррупция, коммерциализация образования – сильно мешают в создании условий для полноценного воспитания. Как писал Л.Н.Толстой, все 99,9 процента воспитания сводятся к примеру: «Чтобы воспитывать хорошо, надо жить хорошо перед теми, которых воспитываешь».

Валерий НАПЁРОВ, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, Брянск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте