Перетягивание каната между традиционным уроком и Zoom-уроком подталкивает к переосмыслению того, что происходит (или должно происходить) с учеником на занятии. Уже набило оскомину повсеместное сопоставление очного и дистанционного форматов обучения. Их надо совмещать, используя достоинства каждого.
Человек осваивает мир всю жизнь, независимо от школы, от педагогов. Учителем традиционно называют не того, кто у доски с мелом и тряпкой, а кто стал источником важных знаний о мире или полезных для жизни в нем навыков, кто изменил человека и за что человек благодарен.
Что должен делать человек, который учитель по должности, а не по благодарности постфактум?
Педагог как профессионал своего дела должен уметь создавать для ученика такие ситуации, которые без учителя он либо не встретит, либо неправильное поведение в которых может привести к серьезным и нежелательным последствиям. Даже банальный урок по освоению бинома Ньютона или по склонению числительных просто так ученику вряд ли встретится, или при встрече надо будет сразу что-то делать, а не осваивать правильное поведение.
Хороший учитель от плохого отличается только тем, захочет ли ученик погружаться в освоение предлагаемой ему ситуации или нет. И если погрузится, то из каких соображений:
- из желания отвязаться (негативная мотивация);
- из желания достичь чего-то сопутствующего (получить доступ к желанным событиям или посидеть рядом с другом за компанию– соревновательная мотивация);
- из желания освоить именно то, что ему кажется интересным и важным (позитивная мотивация).
Первый вариант самый непродуктивный для целей образования, потому что “сдал-забыл”. Второй уже лучше, но тоже “сдал-забыл”, хотя шанс что-то случайно оставить в памяти заметно выше, потому что на позитивных эмоциях. Идеален третий вариант – только он и есть полноценное образование как развитие картины мира. Но создать такую ситуацию заметно сложнее. “По щучьему велению” не получится.
В обучении взрослых известен “цикл Колба”. У него есть разные интерпретации. Но его “взрослость” опирается исключительно на один тезис – взрослый не станет ничего учить через силу, без осознания нужности для себя. Поэтому учебные циклы при обучении взрослых рекомендуют строить по этому циклу:
- погружение в проблемную ситуацию;
- осознание собственной неспособности или сложности ее разрешить;
- наблюдение модели/способа эффективного разрешения;
- отработка навыка самостоятельно применить новое знание.
Берусь утверждать, что время насильственного обучения детей ушло. Где-то как-то кто-то кого-то сможет заставлять учить нечто, что ученик сам бы не стал осваивать, – но это будет редким исключением. Уже сейчас заставить ребенка учить то, что он не хочет, крайне затруднительно. И точно непродуктивно. Пора и школьным учителям присмотреться к логике обучения взрослых по циклу Колба. Впрочем, некоторые это используют, даже не всегда зная, что это Дэвида Колба.
Ключевой момент такого обучения – использование ситуаций, в которых у ученика возникает проблема, с которой он сам справиться не может. Тогда предложенный учителем инструмент решения становится ему самому нужен – он его внимательно изучает и заинтересовано отрабатывает до появления достаточных навыков решения.
Ситуация для учителя может иметь разное происхождение:
- быть в стандартном доступе в образовательной среде (учитель знает, где и как ее достать);
- быть известной и возможной к воссозданию самим учителем;
- быть придуманной и созданной учителем, способным придумывать ситуации под нужные задачи.
Чтобы ученику узнать способ решения из предложенной ситуации, не всегда нужен сам учитель. Способ решения часто прекрасно представлен в сети. Чтобы освоить навыки решения подобной ситуации, учитель в очном доступе тоже не всегда необходим. И даже проверить освоенность навыка можно удаленно с помощью электронных сервисов или в лице заинтересованных по какой-то причине сетевых партнеров.
Учитель критически важен ученику для своевременного помещения в проблемную ситуацию. Слово “своевременно” несет не только логистический смысл, но и эмоциональный аспект “заражения” ученика желанием эту ситуацию разрешить. То ли потому что ученик хочет научиться такие ситуации сам разрешать (позитивная мотивация). То ли потому что ему приятно это делать в предлагаемых условиях (соревновательная мотивация) – за компанию или чтобы порадовать своими успехами кого-то, или в соревновании, кто быстрее/лучше справится.
Иногда запрос на освоение некоторых знаний/навыков может быть порожден какими-то внешними источниками. Но тогда и учитель не очень нужен. Скорее, можно предположить потребность в тренере – по аналогии со спортивными школами, творческими студиями/мастерскими, в логике “дополнительного образования”, когда запрос у ученика (и/или его родителей) есть, а тренеру остается его удовлетворить. В школе внутреннего образовательного запроса от ученика/родителей обычно нет. Разве только формальный – на успешную сдачу ЕГЭ/ОГЭ.
Можно ли помещать учеников в проблемную ситуацию в дистанционном режиме, посредством цифровых инструментов? Можно. Где это произойдет эффективнее? Подозреваю, что в очном контакте создание проблемной ситуации и формирование интереса ученика в ее разрешении происходит легче. Не всегда, но чаще.
В любом случае, эмоции возникают как продукт человеческой коммуникации. Очная коммуникация комфортнее, привычнее, богаче невербаликой, кинестетикой.
А теперь вопрос: “Где лучше учить, в сети или очно?”
– Там, где умеешь создавать учебные проблемы и заинтересовывать в их решении.
Первична человеческая эмоция, желание учить и учиться. А формат вторичен. Хотя в очном контакте с эмоциями работать проще и комфортнее. Цифровые технологии обогатили нашу жизнь новыми вариантами коммуникации. Значит, даже дистанционно есть возможность работать на нужные эмоции. Непривычно, незнакомо, постоянно что-то новое. Зато теперь есть такие инструменты работы, без которых коммуникации были практически невозможны ранее. Надо их осваивать и грамотно использовать все, что помогает решать разумно поставленные задачи.
Об авторе:
Михаил Кушнир – член правления Лиги образования
Комментарии