search
main
0

«Земский учитель»: недобор или перебор?

В регионах завершается прием заявок от педагогов на участие в федеральной программе «Земский учитель». По данным Минпросвещения, на сегодняшний день поступило почти 30 тысяч заявок от кандидатов. Планируется, что в 2020‑2022 годах в программе примут участие около 4,5 тысячи учителей, при этом уже в 2020 году единовременные выплаты получат более 1,8 тысячи педагогов. Мы решили узнать, какие надежды возлагают на программу в регионах. Смогут ли сельские школы с ее помощью решить кадровые проблемы?

Наталья КАРМАЗИНА, первый заместитель министра образования Карелии:

– В настоящий момент информация о количестве вакансий в школах республики не является информативной. Реальную картину мы увидим лишь к 15 июня, когда закончится учебный год и начнется движение кадров – переход в другое учреждение, выход на пенсию, перераспределение нагрузки. Например, на 1 сентября 2019 года в Карелии было 140 вакансий. Если говорить о программе «Земский учитель», то Федерация отобрала 50 вакансий и определила их финансирование на три года. На 15 апреля к нам поступило 26 пакетов-заявлений на 21 вакансию. География претендентов обширна – Чита, Адыгея, Чувашия, Алтайский край, Ростов-на-Дону… Радует, что 12 кандидатов из Карелии. По условиям программы в этом году конкурсная комиссия должна отобрать 19 человек. Отмечу, что не на все вакансии есть желающие. Например, на вакансию учителя физкультуры в Калевальскую школу подано три заявления, в ту же школу на место учителя русского языка и литературы – два. Желающих поехать в школы, расположенные в более малочисленных населенных пунктах, либо мало, либо нет совсем. Выступая на съезде сельских учителей в Белгороде, я высказала обеспокоенность тем, что программа недостаточно продумана для поддержки местных педагогов и выпускников вузов. Прием документов заканчивается 7 мая (продлен из-за карантина), выпускники документ об образовании получат позднее, а это обязательный документ для участника программы. Россия – страна большая, но очень уж хочется задержать в Карелии тех, кто здесь родился и вырос.

Алексей ОВЧИННИКОВ, преподаватель биологии и природоведения средней школы села Баловнева Липецкой области, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011:

– В нашей школе вакансии есть, как, впрочем, и в других школах области. Но по программе «Земский учитель» наш регион выставил только одну (!) вакансию. Видимо, руководство хочет показать, что проблема с кадрами у нас стоит не так остро, мы можем решить ее в любой момент своими силами. А может, просто не хотят заморачиваться с предоставлением жилья, региональными доплатами и прочими расходами. Сами школы не могут выставить свои вакансии на федеральный портал, это можно сделать только через регионального оператора, которым является управление образования. Кстати, некоторые из моих знакомых со следующего года решили перебраться в другие регионы. Возможно, в рамках программы. Но при этом все прекрасно понимают: самые вкусные пряники в Москве, и их никакими земскими миллионами не заменишь…

Игорь КЛОЧКОВ, директор Таловской школы Кантемировского района, Воронежская область:

– В нашей школе нет вакансий, поэтому мы не участвуем в программе «Земский учитель». Стараемся привлекать в школу своих выпускников, они уезжают в Воронеж, оканчивают педагогический университет, а потом возвращаются в родное село. Даже с такими непростыми для сельских школ вакансиями, как учитель английского языка, у нас все в порядке. В школе два учителя по этому предмету, одна ушла в декрет, и пока на ее место мы взяли свою выпускницу – квалифицированного учителя английского языка. Если говорить о пользе программы «Земский учитель», то она, конечно, есть. Лет 10‑15 назад мы и мечтать не могли, чтобы учителю, переезжающему в сельскую местность, выплачивали миллион рублей на обустройство и приобретение жилья. А сегодня это возможно, и очень хорошо, что таким образом школы привлекут для работы необходимых учителей.

Александр ВАСИЛЬЕВ, социальный педагог Хандыгской школы Томпонского района, Республика Саха (Якутия):

– Вакансии в нашей школе есть. Но участия в программе «Земский учитель» не принимаем, так как квоты по Якутии выделены только арктическим районам, где проблема с кадрами более острая, чем у нас. А наши педагоги, включая меня, не хотят становиться земскими учителями по многим причинам. Во-первых, здесь тоже надо кому-то работать. Во-вторых, здесь наши семьи, жилье, мы ко всему этому привыкли, и бросать это очень трудно. В-третьих, работа за полярным кругом имеет свои огромные минусы, которые вряд ли можно окупить земскими деньгами. Это долгие полярные ночи, непривычные даже нам, жителям Центральной Якутии, дороговизна продуктов и авиатарифов, отсутствие социально-культурного досуга и т. д.

Виктория СКРИПНИКОВА, учитель истории и обществознания Николаевской школы Елизовского района, Камчатский край:

– В нашей школе нет вакансий – на сегодняшний день все занято. Но мы давно практикуем приглашение педагогов из других регионов. Знаю, что в Камчатском крае вакансии есть, но преимущественно в отдаленных районах. Что мне мешает самой принять участие в этой программе, равно как и моим коллегам? Не могу говорить за них, но за себя скажу: у меня отличный коллектив, хорошая зарплата, мои ученики – это сельские мальчишки и девчонки, открытые, умные, честолюбивые. Мне с ними комфортно и интересно. Не хочу уезжать.

Александр М., бывший директор школы, пенсионер, Великий Новгород:

– В моей бывшей школе, расположенной в сельской местности, в нынешнем учебном году остро не хватает учителей английского языка и физики. Этих преподавателей не могут заменить коллеги в силу специфичности данных предметов. Решить эту проблему программа «Земский учитель», я думаю, не сможет. Предположим, что преподаватель приедет в нашу небольшую деревню и начнет строить дом, получив миллион рублей. А дальше? Дом нужно содержать, платить за коммунальные услуги. Между тем компенсация за коммуналку сельским учителям снизилась, ее предельный размер стал равен 1500 рублям. Молодой специалист будет получать доплату к своей зарплате только в первые годы, потом его доход резко снизится. Эти нюансы необходимо продумать.

Марина СОРОКИНА, директор Андреевской школы Адамовского района, Оренбургская область:

– Как только пошел разговор о программе «Земский учитель», директора школ нашего района вздохнули с надеждой, что кадровые вопросы будут наконец-то решены, надо лишь подождать. Сразу все заполнили требуемые таблицы по вакансиям. А их в каждой школе несколько, предметы ведут совместители. Наша школа основная, решить проблему можно. А в средних школах района не хватает многих специалистов: по химии, географии, математике, физике…

В общем, обнадежили нас этой программой. А оказалось, чтобы в нее войти, школа должна показывать вакантное место в центре занятости населения ежемесячно в течение двух лет. Возможно ли это? Предмет ведь вести надо! Также школа должна предоставить условия для работы. Можно себе представить, какие условия может предоставить наша школа, неприспособленная (здание детского сада), не имеющая спортзала? Кроме того, надо еще, чтобы культурный уровень села соответствовал: для отдыха, прогулок…

В целом нам сказали, что наши школы в программу не попадут, не тот уровень. Если не ошибаюсь, только две средние школы района вошли в программу, и то благодаря небольшим хитростям.

На мой взгляд, эта программа не решит проблемы с учительскими кадрами. К примеру, в районную больницу поступили специалисты по программе «Земский доктор». Получили миллион, отработали положенное время и, прошу прощения за грубость, свалили. Причем, работая в больнице, они только и говорили о том, что еще чуть-чуть, и они свободны от бремени.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте