Если что и беспокоит педагогов Екатеринбурга в первый месяц учебного года, то отнюдь не вопросы зарплаты. Сегодня он не в приоритете, возможно, пока. Во-первых, позитивный опыт последних лет снизил напряженность в учительской среде, присутствует доверие к ситуации: хуже не будет, а если будет, то чуть-чуть. Во-вторых, слишком много других забот. Такой вывод возникает в результате общения на «разной территории».
Кабинет директора
Галина Николаевна Милинцева, директор школы № 1, категорична в своем оптимизме: «У нас есть дорожная карта, как и у других учебных заведений, и нарушать ее мы не собираемся. Согласно дорожной карте, зарплата педагогов не понижается, а повышается».
Руководитель школы № 64 Анна Владимировна Бурмистрова: «Ситуация такая же, как и прежде, нет поводов для переживаний. Базовая часть одинаковая у педагогов одной категории и равной нагрузки. Стимулирующая – разная, лифт оценки эффективности труда есть, и он работает. Текучести кадров не наблюдается, а желающих работать в школе хоть отбавляй: звонят и просятся. Уровень зарплаты – не на последнем месте в структуре привлекательности профессии учителя».
Гимназия № 2 обладает спецификой: несколько десятилетий она позиционируется как лингвистическая и является признанным лидером в области изучения иностранных языков. А группы обучения у педагогов-«иностранцев» маленькие, самих же преподавателей английского, немецкого, французского требуется больше, чем в обычной школе. «В какой-то степени мы стали заложниками собственной специфики, – говорит директор гимназии Светлана Юрьевна Тренихина. – Стимулирующая часть у нас меньше, чем могла бы быть. Но мы не хотим отказываться от наработанного десятилетиями и подстраиваться под изменившиеся условия с ущербом для собственного имиджа. Сокращать количество учителей иностранных языков – неправильно. Мы все тщательно просчитали и довели до сведения педагогов. Люди понимают, если им открыто и честно объяснять ситуацию. Также предусмотрели ряд мер по оптимизации условий труда и оплаты, так что средний заработок обеспечим в соответствии с государственными требованиями».
Тамара Алексеевна Арефьева возглавляет гимназию № 13. Слухи о понижении стоимости баллов, по которым начисляются стимулирующие выплаты, ни ее, ни педагогический коллектив не беспокоят: в гимназии пользуются не балльной системой, а системой компенсационных выплат. «Есть постоянные виды деятельности, в которых педагоги участвуют помимо ведения уроков. Преимущественную часть стимулирующего фонда мы распределяем заранее, чтобы педагоги представляли, ради чего они работают. А не так, что трудился ты вроде бы изо всех сил, а как оценят тебя в баллах, еще неизвестно. Практика показывает, что наш подход делает жизнь более спокойной, стабильной и предсказуемой. Когда-то мы пользовались традиционной балльной системой, она проста для администрации, но мы от нее отказались и перешли к компенсационным выплатам, что сделало процесс более прогнозируемым. Хотя некоторая часть денежных средств у нас тоже остается «переменной составляющей» на всякие неожиданности. В целом же фонд оплаты труда не изменился. Школа у нас крупная, детей набираем много, размер стимулирующей части солидный».
Учительская
У коллектива 57-й школы настроение, как и положено на старте учебного года, бодрое, позитивное, тревожными мыслями об уменьшении дохода «не запятнанное». Во многих учебных заведениях учителя рассказывают о совмещении разных видов деятельности, что позволяет им получать дополнительную плату за дополнительную нагрузку. Например, в связи с изменением учебного плана стало меньше часов у преподавателей ОБЖ, администрация им предлагает заниматься вопросами эвакуации, взаимодействием с ГИБДД.
Молодой педагог Мария Нурагаевна Гаджиева считает распределение стимулирующей части в своем учебном заведении, гимназии № 5, прозрачным и честным. «Чем больше работаешь, тем больше получаешь. Я после уроков часто остаюсь заниматься с детьми, мне самой это нравится, и это поощряется, в том числе материально».
Сложнее положение у тех сотрудников, которые по каким-то причинам не могут или не хотят брать большую нагрузку. «Я много лет проработала в школе. У каждого человека могут быть в жизни разные периоды. Когда-то я дневала и ночевала в школе, а сейчас не могу этого себе позволить по состоянию здоровья и семейных дел. Взяла неполную ставку. Готовиться приходится, как прежде, уровень отдачи высокий. Доход же резко упал. Получилось, что заработок снизился куда сильнее, чем количество затрачиваемых усилий и времени», – делится педагог.
Большинство учителей прекрасно понимают, как осуществляется начисление заработной платы и что размер стимулирующего фонда зависит от количества учеников. В Екатеринбурге практически не осталось малокомплектных учебных заведений. В новом учебном году произошло существенное увеличение обучающихся – на 18 тысяч человек.
ЕкатеринбургФото Ольги Максимович
Комментарии