Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Занятие со старшеклассниками «Сопротивление давлению социального окружения».

Дата: 23 декабря 2014, 15:59
Автор:

Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием «групповое давление», рассказать о видах группового давления. Показать взаимосвязь навыков сопротивления социальному давлению с признаками уверенного человека. 2. Обучить учеников приёмам отказа от психоактивных веществ. Закрепить навыки с помощью рассмотрения реальных ситуаций.

Я не пью вина. Я ухожу.   А сейчас мы поиграем. Я подготовила вам ситуации, в которых нужно уверенно отказаться от предложенного.      Большое вам спасибо! ы очень здорово поработали и, мне кажется, с большой пользой. Надеюсь, вам тоже понравилось. еперь давайте все по кругу скажем, что на этом занятии вам показалось интересным и полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным?   Сегодня мы с вами учились говорить «нет». ам решать, какой сделаете выбор вы, но неправильный выбор может стоить вам жизни.

Ход занятия:

1. Приветствие и игра-активатор.

Учитель: Здравствуйте! Очень рада встречи с вами. Тема сегодняшнего занятия – влияние окружающих на принятие решения «Употреблять или нет психоактивные вещества», но мы займёмся этим после игры «Разожми кулак».

Игра «Разожми кулак».

Упражнение проводится в парах. Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его любыми способами, но без применения физической силы.

2. Обсуждение увиденных в игре способов оказания давления.

Учитель: Замечательно поиграли. Давайте теперь по кругу скажем, к каким способам прибегали те, кто попытался заставить разжать кулак.

Ответы детей.

Учитель: Такие попытки заставить другого человека что-либо сделать без объяснения истинных причин, а лишь путём обвинений, лести, ссылок на других людей, угроз и т.п. называются давлением.

Давайте рассмотрим способы оказания давления, которые наиболее часто используются в компании сверстников:

лесть;

шантаж;

уговоры;

угрозы, запугивание;

насмешки;

похвала:

подкуп;

подчёркнутое внимание;

призыв «Делай как я»;

обман.

Сталкивались ли вы с таким явлением в школе? В жизни? Что после этого получалось?

Ответы учеников.

Учитель: С такими явлениями нам часто приходится сталкиваться в жизни. И довольно часто мы не можем противостоять ему и уступаем, хотя вовсе не желаем этого.

Такое явление в психологии получило название конформизм.

Конформизм – склонность человека уступать психологическому давлению вопреки своему мнению, менять своё мнение под давлением группы. Одна из разновидностей давления – подражание окружающим, психическое заражение («стадное чувство»). В толпе человек может делать то, что никогда не стал бы делать в одиночку. Человек при этом как бы «заражается» эмоциями толпы (например, ситуация паники).

3. Какие черты личности помогают противостоять групповому давлению.

Учитель: А как вы думаете, какие качества человека могут помочь сопротивляться групповому давлению?

Ученики: Уверенность в себе, знания, умение постоять за себя, устремлённость, не боятся быть не таким как все, стойкость, храбрость.

Вывод:

Навыки отказа могут помочь сопротивляться групповому давлению:

Уверенный в себе человек способен не бездумно подчиняться групповому давлению, а сопоставлять его со своими желаниями и мнениями и поступать в соответствии с ними.

4. Отработка отказа от нежелательного действия.

Учитель:  Понятно, что в реальной жизни не так-то просто принять решение. Однако можно заранее обдумать, какие приёмы можно было бы использовать, для того, что бы отказаться от навязчивых предложений. В частности от психоактивных веществ.

Таблица «Восемь способов сказать «НЕТ»

Говори: «Нет, спасибо».

– Ты хочешь выпить?

– Нет, спасибо.

Объясни причину отказа.

– Ты не хотел бы выпить вина?

– Нет, спасибо. Я не пью вина.

Повтори несколько раз свой отказ (заезженная пластинка).

– Хочешь покурить марихуану?

– Нет.

– Ну, давай!

– Ты только попробуй, тебе понравится.

Уходи.

– Давай выпьем водки и покурим. Сегодня родители придут поздно.

– Нет. Я ухожу.

Смени тему разговора.

– Давай попугаем вон тех девчонок.

– Нет, пойдем лучше ко мне, у меня есть новый фильм.

Избегай критических ситуаций (порой предвидя их).

Тебе знакомы места, где пробуют наркотики, ведут себя недостойно.

Лучше не ходи туда, избегай таких мест.

Используй так называемый «холодный душ».

– Ты чего вчера сбежал, побоялся выпить, покурить? Пойдем сегодня, попробуешь.

Не обращай на него внимания, игнорируй его, уходи.

Сила в коллективе и в друзьях.

Дружи и встречайся с теми, кто тебя понимает, кто поможет тебе в трудный момент, кто придет к тебе на помощь и поддержит тебя.

5. Ролевые игры. Работа в группах.

Учитель: А сейчас мы поиграем. Я подготовила вам ситуации, в которых нужно уверенно отказаться от предложенного.

Твой друг пригласил тебя к себе на вечеринку, сказав, что там будут одноклассники и ребята из старших классов. «Приходи, родителей не будет, вот и повеселимся, выпьем, покурим, потанцуем».

Во дворе одноклассник сказал: «У меня есть сигарета с марихуаной, пойдем в подъезд, попробуем, или ты боишься? Если ты не пойдешь, то ты мне не друг».

В подъезде Саша увидел своих знакомых, они курили, громко смеялись, рядом стояли бутылки с пивом и вином. Рассказывали неприличные анекдоты, сквернословили. Ребята предложили Саше вместе с ними выпить и покурить, сказав, что они отмечают день рождения своего друга. «Что, брезгуешь, не хочешь? Ну-ну, смотри!».

6. Дискуссия «Результаты ролевых игр» (после каждой игры).

Учитель: Я хотела бы задать вам несколько вопросов.

Почему окружающие хотели заставить главных героев употреблять опасные вещества?

Какие чувства испытывали главные герои?

Какие чувства испытывали их оппоненты?

Что могло бы случиться потом, если главные герои отказались бы употреблять психоактивные вещества?

Что могло бы случиться потом, если главные герои согласились употребить психоактивные вещества?

7. Дискуссия «Как использовать приёмы отказа?»

Учитель: Как вы думаете, какие из этих приёмов эффективны, а какие не сработают? Почему? Как их лучше использовать? (Следует подчеркнуть, что их намного легче использовать, обладая знаниями и уважая себя и окружающих).

8. Итоговый круг «Интересное – полезное»

Учитель: Большое вам спасибо! Вы очень здорово поработали и, мне кажется, с большой пользой. Надеюсь, вам тоже понравилось.

Как ещё могли поступить главные герои, чтобы избежать приёма психоактивных веществ?

Теперь давайте все по кругу скажем, что на этом занятии вам показалось интересным и полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным?

Обсуждение по кругу.

Учитель: Сегодня мы с вами учились говорить «нет». Вам решать, какой сделаете выбор вы, но неправильный выбор может стоить вам жизни.

Анета Литвинова, учитель русского языка и литературы лицея №8 города Майкопа Республики Адыгея.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt