«Вступление в силу с 1 сентября 2013 года не приведённого в соответствие с Конституцией РФ закона «Об образовании в Российской Федерации» и соответствующих ему подзаконных актов (так называемой \”дорожной карты\” (распоряжение Правительства РФ № 2620-р от 30 декабря 2012 года) наносит удар по бесплатности и общедоступности всех ступеней образования, по обязательности основного общего образования и ущемляет права всех субъектов образовательного процесса (обучающихся, родителей и работников образования), что приведёт к разрушению признанных во всём мире традиций отечественного образования, падению качества российского образования и ухудшению социального и материального положения граждан страны».
Так начинается обращение к Президенту РФ Владимиру Путину, которое 1 февраля направила в его адрес «инициативная группа педагогических работников и граждан, неравнодушных к судьбе российского образования» (текст обращения читайте, пожалуйста, ниже).
Ряд пунктов закона, говорилось также в обращении, противоречат Конституции РФ: не указаны некоторые важнейшие гарантии прав и свобод человека в сфере образования; не установлены отдельные базовые нормы, регулирующие общественные отношения (правовые, организационные и экономические) в сфере образования; ряд пунктов сформулирован нечётко и может быть неоднозначно истолкован; некоторые пункты противоречат друг другу.
Что же возможно сделать в ситуации, когда закон уже принят? Проявить инициативу в отношении нормативно-правовых актов, которые будут конкретизировать закон, – считает секретарь Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко.
Принять участие в обсуждении и экспертизе нормативно-правовых актов, по которым в ближайшие годы придется жить школе, может каждый работник образования. Сделать это можно на сайте Минобрнауки РФ. «Учительская газета» на своих страницах и сайте также открывает дискуссию о том, как именно должны быть отражены права студентов и работников образования в законодательной базе. Ждем ваших комментариев на сайте и писем по адресу ug@ug.ru.
Комментарий эксперта
Михаил Авдеенко, секретарь Общероссийского профсоюза образования:
На наш взгляд, любая разумная общественная инициатива в сфере образования – это неплохой показатель, поскольку он говорит о неравнодушном отношении людей к нашей системе образования, и в частности, к принятому в декабре прошлого года Закону «Об образовании в Российской Федерации». Но, как нам представляется, чтобы общественная инициатива действительно сыграла свою положительную роль она должна быть не только разумной, но и своевременной. В этой связи, наверное, правильнее бы этой инициативной группе, к сожалению мы не знаем конкретных людей стоящих за этой группой, несколько раньше проявить свою инициативу и направить это открытое письмо с указанными в нем замечаниями и предложениями в адрес Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ, в Государственную Думу на стадии, когда принятый Закон «Об образовании в Российской Федерации» только разрабатывался, обсуждался и принимался.
Кстати, наш профсоюз так и поступил. Работа над законопроектом «Об образовании в Российской Федерации» в части вопросов, касающихся социально-правового статуса педагогических работников и студентов, велась более двух лет. Наши эксперты взаимодействовали с разработчиками из Минобрнауки России, использовали такие площадки, как Российская трёхсторонняя комиссия, так называемое Открытое правительство.
На заключительном этапе – в период принятия закона Государственной Думой – нашим профсоюзом была организована Всероссийская акция в поддержку требований профсоюза по проекту закона «Об образовании в Российской Федерации». Наши требования поддержали свыше миллиона работников образования. Перед вторым чтением законопроекта в Государственной Думе проходили парламентские слушания, и единственной организацией, официально представившей свои замечания и предложения к законопроекту, был наш профсоюз. Это дало положительный результат, поскольку в итоговых рекомендациях парламентских слушаний практически все наши существенные замечания и предложения нашли свое отражение.
Если говорить о проблемах, которые затронуты в открытом письме главе государства, большое внимание в нём уделено правовому статусу педагогического работника, который сейчас закреплён в новом законе об образовании. Могу сказать, что появление этого особого статуса в принятом законе во многом заслуга нашего профсоюза. В этом можно убедиться, зайдя на сайт Общероссийского профсоюза образования, где есть информация с указанием конкретных статей принятого закона, о том, что нам удалось отстоять в плане социально-правового статуса педагогического работника и студента.
В открытом обращении, например, его составители предлагают расширить перечень категорий педагогических работников, которым назначается досрочная пенсия по старости. Но тут вопрос уже к профессионализму авторов этого письма, ведь каждый закон регулирует свою сферу деятельности, так вот закон об образовании к сфере пенсионной деятельности отношения не имеет. Этот вопрос регулируется Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в нём записано, что досрочная трудовая пенсия по старости сохраняется для тех категорий педагогических работников, которым она была в своё время назначена. А в новом законе об образовании просто оставлена запись, что педагоги имеют право на досрочную пенсию по старости. И кстати, по поводу внесения этой записи нам долго пришлось спорить и убеждать разработчиков и настаивать на её внесении в новый закон.
Вообще перечень вопросов, затронутых в обращении, достаточно обширен, и в чём-то с ним можно согласиться. Этот перечень вопросов и проблем во многом перекликается с требованиями и предложениями депутатов от фракции коммунистов в Государственной Думе. Кстати, эта фракция направила официальное обращений в Конституционный суд РФ на предмет конституционности отдельных положений принятого Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», например, в нем оспаривается конституционность норм связанных со снижением таких социальных льгот и гарантий для работников и студентов, как плата за общежитие, компенсация за книгоиздательскую продукцию, отсутствие права работников профессорско-преподавательского состава на конкретные размеры надбавок за ученые степени и звания.
В соответствии со статьёй 55 Конституции РФ вновь принимаемые законы не должны отменять или умалять права и свободы человека и гражданина. В развитие этого конституционного принципа в законопроекте была закреплена норма, в соответствии с которой принимаемые во исполнение принятого закона нормативные акты не могут понижать действующий уровень льгот и гарантий, но эти положения с голоса одного из депутатов Госдумы были изъяты из законопроекта, это, на наш взгляд тоже существенное упущение принятого закона.
Могу сказать, что сейчас есть возможность снова проявить общественную инициативу в связи с принятым законом «Об образовании». На официальном сайте Минобрнауки России идёт общественное обсуждение нормативно-правовых актов, которые разрабатываются во исполнение принятого закона. Их должно быть разработано более ста, они как раз будут конкретизировать нормы закона, и примерно одна треть актов напрямую касается прав работников образования и студентов и Общероссийский Профсоюз образования в эту работу уже активно включился.
Инициативной группе, опубликовавшей открытое письмо Президенту РФ, еще не поздно принять участие в обсуждении проектов этих нормативно-правовых актов. И тогда, возможно, им не придётся писать следующее открытое письмо первым лицам страны, поскольку они смогут принять участие в этом обсуждении и внести свои предложения. Так как ещё есть возможность провести общественную экспертизу нормативно-правовых актов, по которым нам придётся жить в ближайшие годы.
NB! В прикрепленном файле читайте обращение инициативной группы педагогических работников.
Комментарии