search
main
Топ 10
Татьяна Голикова: отечественная система образования нуждается в квалифицированных педагогах Минпросвещения предстоит внести предложения касательно подходов к оплате труда педагогов Оренбургский учитель вернулся с СВО: ученики не смогли сдержать эмоций «Школа Минпросвещения России»: в 2023 году разработают новую модель аттестации директоров В Госдуме предложили наделить учителей статусом и зарплатой госслужащего День Земли: 3 апреля школьникам расскажут о грамотном экологическом поведении Вниманию абитуриентов: в 2023 году количество специальностей для поступления в вузы сокращается в два раза Травма ребенка обошлась школе в Республике Коми в полмиллиона рублей Нормативы ГТО в 2023 году – что поменялось в новой редакции Год педагога и наставника стартовал в Москве В России стартовал новый сезон проекта «Флагманы образования» Российским школам поэтапно ограничат доступ к зарубежным видеосервисам Имя победителя профессионального педагогического конкурса огласили в Орловской области В Москве огласили имена победителей Всероссийской олимпиады школьников по экономике Запись в первый класс: когда, где и как подать документы Ранние занятия могут стать причиной плохих оценок студентов и школьников: почему – узнали ученые Тренажеры по чистописанию в начальной школе – основа грамотной письменной речи Минпросвещения: учебник по обществознанию разрабатывается под руководством председателя РВИО Зарплата в 120 тысяч, статус и гарантии, как у госслужащих: учителя давно этого ждут С 1 сентября в школах появится федеральная рабочая программа воспитания
0

Зачем нам длинное детство? ​Забытая педагогика

Коменский называл тупицами тех, кто мог усомниться в мудрости природы, специально удлинившей период человеческого детства: «Чтобы человек мог сформироваться как человек, Бог даровал ему годы юности, чтобы он, будучи непригодным для других занятий, проявил бы прилежание только для формирования. Ибо в самом деле конь, вол, слон и другие животные, как бы громадны они ни были, в течение одного-двух лет развиваются до настоящего роста; один только человек доходит до настоящего роста едва в двадцать или тридцать лет».

Современная наука утверждает: истоки детства лежат в антропогенезе, в тех преобразованиях, через которые проходит австралопитек, эволюционируя в иной биологический вид – Homo sapiens.Составим список потерь и приобретений человека в ходе этой эволюции:- потери того, что обезьяна имела, – здоровый дугообразный позвоночник, скорость, быстрота и ловкость; мощные когти, сильные мышцы, крепкие зубы; природная программа жизни, приспособления и самосохранения; генетическое наследование поведения и правил существования; короткий период беспомощности в детском возрасте; теплый волосяной покров; развитые средства ориентации – чуткий слух и тонкое обоняние;- приобретения человека – высокое развитие головного мозга, мышление и членораздельная речь; тяжелая большая голова; развитый механизм обучения; длительный детский возраст; долгий период беспомощности, иждивенчества; прямохождение (и вызванные им многочисленные болезни позвоночника).Выход из-под власти природы привел Homo sapiens к главной потере: утрате того, что имеется у каждого живого организма и что отсутствует у человека, – генетических программ организации жизни.У животного есть врожденный, инстинктивный план жизнедеятельности, а человек его не имеет. Человек наследует биологические потребности, но не наследует информацию о том, как их удовлетворить, не наследует инстинкты способа деятельности, образа жизни.С первых дней существования приматов прачеловек был поставлен перед необходимостью выработки компенсирующего механизма, коим выступили развитый мозг и мышление, соответствующая перестройка органов чувств и как следствие полицикличность размножения и уменьшение плодовитости: у самок рождается один, реже два-три детеныша с крупным мозгом, с увеличенными способностями к научению, но беспомощных, требующих максимальной материнской заботы. Соответственно удлиняется период созревания (детства), так как все сложные формы поведения не врожденные, а усваиваются путем научения. Поскольку материнский вклад не может обеспечить научение детеныша по полной программе, то происходит перестройка социальной организации – ее центром становится маленький детеныш, в воспитании которого принимают участие взрослые самцы и самки-тетки, старшие детеныши. Возникает социальная жизнь с разнообразными формами коммуникации. Только социализация делает человеческого детеныша человеком, без нее он нежизнеспособный биологический вид Homo sapiens.Повторим еще раз: обучение – общая черта животного и человека. Но с принципиальными различиями: животное сразу рождается как особь соответствующего вида, и через обучение лишь запускаются генетические механизмы; человек же рождается дважды – первый раз как биологический вид и потенциальный Homo sapiens, а второй раз через обучение, через социальное наследование и адаптацию как существо общественное, как человек разумный; обучение не просто запускает его генетические механизмы, оно обеспечивает его превращение из «кандидата» в человека. Поэтому-то природа и удлиняет специально выделенный период обучения – детство.Хотя детство имеется у всех животных, однако человек – единственное существо, у которого оно столь длительно и составляет в зависимости от продолжительности жизни человека в разные времена и в разных странах от четверти до десятой части всего его срока жизни.Не пройдя этого «курса», ребенок не только не становится «нормальным человеком», но он и биологически нежизнеспособен: в виде «маугли» (известно 33 случая «маугли») он погибает, даже если его кормить и поить.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте