search
main
Топ 10
В новый год – по-новому: с 1 сентября жизнь школы уже не будет прежней Разрушаем мифы: флешку можно вытаскивать небезопасно, а заклеивание камеры не спасет от слежки Почему в России дефицит учителей – мнение педагогов Отец самой юной студентки МГУ Алисы Тепляковой сообщил о будущем пополнении в семье Школьные и студенческие олимпиады на 2022/2023 учебный год: Минпросвещения предложило новый перечень Год на год не похож: грядущие изменения в школах глазами молодого учителя Минпросвещения России: «Профессия учителя становится с каждым годом все престижнее» Медовый Спас: что нужно знать о меде и как выбрать настоящий Врачи перечислили причины летального исхода среди вакцинированных от ковида В Госдуму внесли инициативу о пособиях для школьников и студентов-очников Танго с Иосифом Бродским, или Песни перелетных людей На какие стипендии могут претендовать российские студенты в 2022 году Рособрнадзор: предложение разделить ЕГЭ по русскому языку на базовый и профильный будет рассмотрено Более 2 тысяч учителей примут участие в Августовских педчтениях в Севастополе Нехватку учителей и дебюрократизацию в школах обсудят осенью члены Общественного совета при Минпросвещения Скоро в школу: что важно сделать до начала учебного года Диетологи призывают поставить лишний вес к стенке «Просвещение» приглашает на всероссийский августовский онлайн-педсовет Ученые подчитали, когда погаснет Солнце – ответ обнадеживает

За летние каникулы школьники забывают математику и правописание

Вопросом о том, как трехмесячный летний отдых влияет на успеваемость школьников, исследователи занимаются уже давно. Еще в 1996 году ученые из Университета Миссури и Государственного университета Теннесси проанализировали 39 научных работ, описывающих взаимосвязь летних каникул со школьными успехами детей. Для этого они сравнили результаты тестов и контрольных работ по различным предметам, которые школьники выполняли весной и осенью — то есть до и после отдыха.

Специалисты в области когнитивной психологии отмечают, что у школьников познание осуществляется на трех уровнях: концептуальном, фактическом и процедурном. Концептуальные знания отражают наиболее общие и существенные качества предмета, а также отражают осведомленность об общих вещах, на уровне понятий. Фактические знания — это та информация о свойствах и фактах окружающей действительности, которая хранится в долговременной памяти. Сюда относятся определения, терминология и разнообразные детали. Так, знание, о том, что страны имеют столицы, относится к концептуальному уровню, а то, что столица Франции — Париж, принадлежит уже к фактической области знаний.

Выяснилось, что в среднем за лето дети успевают забыть тот объем информации, на освоение которого тратилось от одного до полутора месяцев. Больше всего летние каникулы сказывались на успеваемости по математике, а особенно плохо школьники справлялись с задачами на вычисление.Также в \”черный список\” попало правописание, а вот меньше всего от перерыва страдало чтение. Полный текст исследования – в журнале Review of Educational Research.

Объяснение этому факту было предложено еще в 1975 году: летом дети едва ли решают математические задачи, в то время как чтением и языком они занимаются не только в школе, но и дома, в повседневной жизни — общаются с окружающими людьми, читают книги или слушают песни. Чтобы понять, как отсутствие практики способствует исчезновению из памяти определенной информации, стоит разобраться в том, как именно наш мозг осуществляет процессы познания.

Наконец, процедурное знание подразумевает, какие операции необходимо осуществить, чтобы достичь того или иного результата — например, решить задачу. Психологи отмечают, что понимание на концептуальном уровне предполагает наличие опыта, но не постоянной практики, а вот обучение на процедурном и фактическом уровнях — тех, что задействованы в процессе решения математических задач и выполнении упражнений на правописание, — требует постоянной практики и повторения. Именно поэтому недостаток практики летом приводит к резкому падению школьной успеваемости осенью.

Как выяснили ученые, на забывание напрямую влияет социально-экономическое положение семьи, в которой воспитывается ребенок. Три года назад The Journal of Education for Students Placed at Risk опубликовал исследование группы ученых, возглавляемой профессором Стефани Стейтс из Университета Джонcа Хопкинса. Исследователи выяснили: если ребенок растет в семье с хорошим доходом, то он, как правило, забывает гораздо меньше информации, чем его сверстник из более бедной семьи.

Ученые утверждают, что обеспеченные родители склонны проводить с ребенком больше времени, чем люди с низким доходом. При этом они не просто гуляют и общаются со своими детьми, но и уделяют внимание его образованию: читают книжки, водят ребенка на выставки и в музеи. По подсчетам авторов статьи, разница в доходах родителей ответственна за то, что разрыв в объеме забываемой детьми за лето информации может достигать 60%. Касается это в первую очередь гуманитарных предметов.

Согласно исследованию, проведенному группой ученых под руководством Джимми Кима из Американской академии искусств и наук и опубликованному в The Journal of Education for Students Placed at Risk, прочтение всего лишь четырех-пяти книг в течение трех летних месяцев поможет ученику начальных классов избежать утраты беглости чтения и способности к восприятию информации.

Исследователи также предлагают записать ребенка в библиотеку (исследовательская группа Джимми Кима доказала, что доступность книг увеличивает интенсивность чтения), а также поощрять ведение дневника, где школьник может описывать свои впечатления от летнего отдыха (при этом родителям следует проверять записи на наличие орфографических и пунктуационных ошибок).

Чтение вслух тоже может стать хорошим средством для улучшения этого навыка. Причем читать ребенок может не только брату, сестре или родителям — как выяснили ученые из Университета Тафтса, чтение вслух собаке улучшает навыки ребенка гораздо лучше, чем чтение человеку. Эксперимент проводился летом 2010 года. Учащихся во втором классе начальной школы детей просили один раз в неделю в течение получаса читать вслух книжку, а слушателями выступали либо собаки, либо люди. В результате выяснилось: дети, которых слушали собаки, значительно больше улучшали свои навыки чтения. Более того, некоторые из читавших людям школьников не закончили эксперимент из-за того, что им стало скучно в нем участвовать.

Еще один способ избавиться от забывчивости — предложение увеличить продолжительность учебного года — также звучал, причем еще несколько десятилетий назад. Однако специалисты подсчитали: чтобы действительно избавиться от \”побочного эффекта\” летних каникул, детей нужно заставить учиться 35 дополнительных дней в год. Даже если при этом совокупная нагрузка останется такой же (то есть сократится среднее количество учебных часов в день), дети, по мнению исследователей, за год будут утомляться гораздо сильнее, и негативные последствия от этого нововведения перевесят положительный эффект.

По информации gazeta.ru

Фото сайта

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте